Космическая симфония терменвокса
Концерт органа и терменвокса состоялся во вторник в евангелическо-реформатской церкви Святой Троицы. Пару органистке Марии Блажевич составила московская мультиинструменталистка и композитор Олеся Ростовская. Терменвокс — инструмент небольшой и легко укладывается в переносной чехол.
Мария и Олеся знакомы давно — вместе учились игре на органе. Мария, поскольку часто играет музыку с темой космоса, всегда мечтала о дуэте с терменвоксом и, воспользовавшись случаем, пригласила Олесю в Тюмень.
— Я много лет играла с другой органисткой, Марианной Высоцкой, и чтобы ее не обидеть, мы с Машей договорились, что берем полностью новый репертуар. Так что много новой музыки сегодня и для Марии, для меня, и для тюменского зрителя тем более, — сказала Олеся перед концертом.
Терменвокс — это электронный музыкальный инструмент с двумя антеннами. На нем играют бесконтактно. Правая антенна отвечает за высоту звука (ближе — выше, дальше — ниже), а левая за громкость. Когда Олеся летает на концерты, то берет с собой два инструмента — на всякий случай. Один, фабричного производства, упеленывает во все мягкое и сдает в багаж. Говорит, что каждый раз ужасно нервничает. А второй, ручной работы, везет только с собой, в ручной клади.
Терменвокс чувствителен ко всем движениям проводника, то есть исполнителя, он может испытывать негативные влияния других электромагнитных сред.
— Невыключенный телефон не влияет на него?
— Невыключенный очень влияет на исполнителя, — смеется Олеся, -когда играешь самое проникновенное место в концерте и у кого-то играет телефон, ну, ребята, любому исполнителю хочется перестать играть и уехать домой. А наличие телефона с выключенным звуком — нет.
Олеся играет на терменвоксе четверть века и говорит, что скопила ворох дурацких вопросов про инструмент: можно ли играть на нем в боксерских перчатках, топором или капучинатором. Можно. Но вообще-то лучше голыми руками, потому что нужна подвижность. Она рассказывает, как играла на льду Байкала. В начале марта, но была еще настоящая зима. Инструмент был фабричным, но даже с ним было сложно. Она считает, что для ее инструмента холод так же мучителен.
— Самое главное — способность заранее в деталях представить, что хотите сыграть. Eсли на органе или рояле можно подойти и по черным клавишам сыграть собачий вальс — это будет узнаваемо, — то на терменвоксе этот момент радости от того, что ты сам смог сыграть что-то узнаваемое, наступает гораздо позже. Это связано не только с постановкой рук и слухом, но и с тем, что исполнитель внутри себя должен каждую мелодию прожить… Хотя это относится и к другим инструментам, если мы говорим о тонких градациях высших исполнительских уровней. Это же и относится к органу, у которого нет плавного изменения громкости, и проинтонировать красиво мелодию — целое искусство. А на терменвоксе это в квадрате. Eсли ты не понял, почему мелодия начинается с большой сексты, то она и прозвучит неузнаваемо.
— Вы играете на органе, карильоне, колоколах… есть любимчики среди инструментов?
— Честно скажу, я каждую неделю бросаю терменвокс, чтобы позаниматься на барабанах, потом бросаю их, чтобы посочинять. Но я, как хороший родитель, люблю их одинаково.
***
фото: Олеся Ростовская и Мария Блажевич.