Школа и религия: закон Божий для всех?
«Духовная судьба России и цивилизация XXI века» — эта непростая и достаточно масштабная тема на Всероссийской научно-практической конференции, которая проходила 6 февраля в нефтегазовом университете, обсуждалась в основном в религиозном контексте.
Вот уже несколько лет разные исследователи говорят о кризисе, пронизывающем все сферы нашей жизни, будь то экономика, политика или общественная жизнь. Не нашли другого диагноза и участники конференции. Но, в отличие от других ученых, считающих, что кризис — это естественный переходный этап от одного состояния к другому, выступающие чаще говорили о кризисе как о катастрофе, причина которой — в отсутствии норм нравственности.
По мнению архиепископа Димитрия, управляющего Тобольско-Тюменской епархией, ректора Тобольской православной духовной семинарии, безнравственность нынешних дней — результат идеологии многолетнего атеизма. Исправить положение, уверен архиепископ Димитрий, возможно, если обратить внимание на молодое поколение, в первую очередь на школьников. Речь идет об образовании, где воспитание ставится во главу угла: «А разве можно религию вынести за рамки воспитания?». Владыка Димитрий считает, что сегодня этот вопрос уже не является дискуссионным, нет здесь противоречий и с Конституцией, где наше государство объявлено светским. Определение «светское», по мнению владыки, означает «положительную нейтральность» по отношению к религиям, ненарушение культурных традиций. Следование культурным ценностям, традициям в нашей стране -это и есть принцип поддержки религиозного («для России — это православие») образования в государственных школах. Очень много в своем выступлении архиепископ Димитрий говорил о «принципах религиозной целесообразности», доказывая важность религиозного образования, эффективность
воспитательного процесса, основанного на религиозных ценностях. Но, говоря о православном образовании, владыка не обозначил возникающую при этом проблему многоконфессиональности и многонациональное нашей страны…
Обходили эту тему и другие выступающие. Галимзян Бикмуллин, муфтий духовного управления мусульман Тюменской области, заметил лишь, что любовь, добро, совесть и т.д. проповедуют все религии, поэтому между представителями разных религий не должно быть конфликтов.
Иное дело, когда речь идет о сектах. На эту тему говорил Александр Дворкин, заведующий кафедрой сектоведения Свято-Тихоновского православного богословского гуманитарного университета. По его словам, чем дальше от Урала, тем сект становится больше «и они себя вольготнее чувствуют». Панацея от религиозных сект, считает Александр Дворкин, — в информировании граждан (и главное — о последствиях членства в сектах) и во введении православных предметов в школе. Очень спорной и не совсем доказанной, но высказанной безапелляционно, была мысль о вреде зарубежных фондов, финансирующих российские правозащитные организации. Это, по мнению Дворкина, те же самые секты, которые снабжают информацией правительство США.
Eдва ли не единственным светским в прямом смысле слова было выступление ректора нефтегазового университета Николая Карнаухова. Не уходя от темы воспитания, он отметил сложность и даже трагичность задачи воспитания в вузе: выпускник университета должен быть не только профессионалом своего дела, но и гражданином. Как справиться с поставленной задачей — этому вопросу в университете посвящены специальные исследования.
После обеда глобальную проблему духовной судьбы России участники конференции обсуждали в секциях по таким темам, как «Молодежь на стыке цивилизаций. Влияние СМИ на молодежь», «Демографическая ситуация в России. Духовное и физическое здоровье народа» и др.