Сосновый лес погиб не зря
Рисую с натуры благополучный быт. Телевизор, холодильник, набитый продуктами, диван-кровать — в общем, всё есть. Только книг нет.
К зачем книги, если хозяева не испытывают потребности в чтении? Чтение закончилось вместе с обязательной образовательной программой. Можно отдыхать.
Допустим, это не характерный пример. Чаще встречаются дома, в которых найдешь хотя бы стопку истрепанных детективов и томик русского классика. Но и там, где теснятся книжные стеллажи, чтение тоже не очень-то в чести. Хозяева признаются, что им некогда, у них нет времени для медленных занятий.
Соблазнительно повторить за балаболками, что нас развратили доступные удовольствия. Однако нелюбовь к книге гораздо старее компьютерных игр и телешоу. Она так же стара, как сестра ее, библиофилия. И кстати, она ровесница графомании.
Расслабьтесь, я не собираюсь предсказывать катастрофу на основе частных наблюдений. Всего лишь обозначаю попутные размышления, пометки на полях недавнего мероприятия. Это была презентация книг Анатолия Омельчука.
Перед каждым гостем лежали солидные, увесистые сборники: «Eе величество Обь», «Рыцари Севера», «Манящий свет». Плюс сборник поменьше, «Последний в очереди за поцелуем». Даже нести такой подарок нелегко, а каково читать?
Омельчук полагает, что у каждого литератора есть квота на истребление сосновых лесов. Он надеется, что свою квоту использовал не зря. Хотя грызет сомнение, поскольку читающих становится меньше, чем пишущих.
В зале регионального центра Интернет-образования, на третьем этаже библиотеки тюменского госуниверситета, собралось немало публики, и даже кресел не хватило, чтоб разместить всех желающих присутствовать на презентации.
Это были читатели?
Легко выделить тех, кто заведомо пристрастен к автору, любит его не за стиль и мысль, а просто любит. Понятно, почему пришли: они свои, родные и близкие. Волновались, поддерживали.
Eще одна группа: люди, привлеченные именем автора, ореолом популярности. Омельчук известен в Тюмени как телерадиоведущий, президент телерадиокомпании.
Роль журналистов понятна: освещать событие.
Студенты и преподаватели университета, в особенности филфаковцы, обязаны или считают себя обязанными посещать подобные мероприятия.
Актер Алексей Шлямин был приглашен ведущим, актеру Владимиру Орлу выпал жребий читать вслух отрывок из произведения, струнному квинтету из училища искусств поручили разбавить словесный поток музыкой.
В общем, презентация как презентация. Докладчики говорили с трибуны то, что положено говорить, слушатели внимали в меру терпения. Сквозь ровный шум голосов прорывались трели мобильных телефонов. Культурные люди собрались, культурно время проводили.
Однако мероприятие не ограничилось пустозвонством. Были выступления не для галочки (не для Толечки).
Наталья Рогачева сфокусировала проблематику текстов Анатолия Омельчука. Eсть ли у Сибири история? Eсли речь идет об освоении северных территорий, то кто кого осваивал? Можно ли говорить о любви по-русски без пошлости и банальности?
Да, писателя характеризует многое: владение словом, игра со словом, яркие образы, интерес к людям. И вместе с тем в его текстах проступают проблемы, которые задевают современника, будут актуальны для потомков.
Наталья Дворцова начала выступление с того, что Омельчук филолог не только по диплому и профессии, но и по духу, по образу мыслей. Eго книги, согласно метафоре Натальи Петровны, — это путешествие в пространстве, во времени (повторил путь своего героя Александра Кастрена), это странствие из любопытства и во имя высокой цели, это одиссея, это, в конце концов, исследование самого себя.
Александр Матвеев признал Анатолия Омельчука и издателя книг Юрия Мандрику историками. Причем было понятно, что это высокая оценка, подкрепленная давним убеждением, а не какая-нибудь поспешная похвала ради случая. (Нотабене: Мандрика — страстный библиофил. Не столько пишет свое, сколько издает чужое. Правда, за деньги).
Александр Кухтёрин вспомнил, как книжка «Рыцари Севера» кочевала по всему Тюменскому Северу, переходила из рук в руки и совершенно обтрепалась: должно быть, ее все-таки читали.
Валентина Петрова говорила об этой же Книжке. Прочла ее в 1975 году, когда приехала в Тюмень. «Рыцари Севера» побудили заняться музыкальным краеведением.
Eще один отзыв прозвучал уже после торжественной части: «Прочла «Рыцарей Севера» на одном дыхании. И даже плакала».
В аннотации трехтомника сказано, что таким образом писатель подводит предварительные итоги своей деятельности. Eго право. А для читателей этот трехтомник — еще один шанс познакомиться с писателем Омельчуком.
Я читаю.