X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Долог путь художника к зрителю

Вроде бы и хочешь пойти, сердце рвется навстречу искусству, но что-то ноги не идут, и дорога сворачивает в другую сторону. А если все-таки соберешься и придешь, встретишь запертую дверь: «санитарный день».

Тем не менее, рекомендую две выставки. В зале Союза художников (ул. Холодильная, 124) экспонируются работы первого профессионального живописца Тюмени Гидонаса Барилкиса; в музее изобразительных искусств (ул. Орджоникидзе, 47) стартовал проект «Три века европейской классики».

Барилкис, выпускник Вильнюсского художественного института, приехал в Тюмень в 1957 году по распределению министерства культуры СССР. Он участвовал во всех городских’, областных, зональных выставках. Преподавал в художественном училище. Часть его работ находится в собрании Тюменского музея изобразительных искусств. В общем, по ряду формальных признаков это состоявшийся профессионал, почитаемый мастер. Однако «персоналки» у него не было очень давно. И нынешняя, возможно, не случилась бы, если б не юбилей: 15 марта Гидонасу Лейбовичу исполнится 75 лет.

Почти не представлены большие полотна, написанные в «суровом стиле». Позавчера они казались романтичными, вчера — конъюнктурными и смешными, сегодня хочется рассматривать их как фрагмент истории, близкой И отчасти твоей личной истории. Интересно изучать по этим картинам лица людей, унесенных рекой забвения, детали быта, запечатленные скупо, и все же пока еще узнаваемые. Здесь все важно: во что одеты, как завязаны платки и ушанки, как держат папиросу. Заостренные скулы, мешки под глазами, синева щетины. И у всех — волевые подбородки.

Зал Союза художников не годится для широкоформатных полотен. Но не только поэтому в экспозицию не попали работы, позволяющие составить мнение о манере живописца в наиболее плодотворный для него период творчества.

Значительная часть картин погибла при пожаре в студии.

Eсть портреты, пейзажи, сюжетные работы, зарисовки. Не обещаю, что они вам понравятся. Вероятно, некоторые работы вызовут недоуметор выставил их, не лучше ли было спрятать это от придирчивых взглядов? Но попробуйте понять, чем дороги ему те или иные картины, наброски. Экспозиция лишена налета самолюбования, напротив, Барилкис склонен к самоиро- нии, это очень чувствуется. Образ, созданный выставкой, адекватен личности художника. Видишь его доброту и жизнелюбие, устоявшее под напором времени и драматических обстоятельств. «Три века европейской классики» — совместный проект.

Проект двух областных музеев, Тюменского и Кировского, Eкатеринбургского муниципального музея и Пермской государственной картинной галереи. В каждом из этих хранилищ есть коллекции европейской живописи, бесценные с художественной и исторической точки зрения, представляющие научный интерес. Ольга Пичугина, директор Eкатеринбургского музея изобразительных искусств, предложила коллегам составить на основе коллекций экспозиционный ряд, в котором отразились бы разные школы живописи, традиции, страны, жанры.

Тюменцы первыми приняли эстафету, затем выставка перекочует в Eкатеринбург, подгадав к юбилею тамошнего музея, оттуда поедет в Пермь, и завершится проект в Кирове.

Организаторы не стремились привлечь внимание к денежной стороне проекта. Но трудно ли догадаться, что подготовка полотен к выставкам, транспортировка, охрана — все это потребовало значительных финансовых затрат. Оно того стоило?

Только мы сможем ответить. Научные сотрудники музеев, искусствоведы, конечно же, имеют свои резоны и корысть, однако публичная демонстрация картин устраивается именно для нас, любителей.

Приятно находиться в залах, где висят пейзажи и — портреты кисти старых мастеров. Жанровые работы подстегивают любопытство. И еще вдруг обнаружишь, что героями картин давно не становились птицы, да еще так подробно прописанные, характерные (представлены голландская, фламандская, немецкая школы). Самые точные копии и качественные репродукции лишены очарования оригиналов, поэтому надо посмотреть сокровища, пока есть такая возможность.

НА СНИМКАХ: Гидонас Барилкис; один из экспонатов выставки в музее ИЗО; первые зрители «Трех веков европейской классики».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта