Торговля: смена приоритетов
Наша промышленность о таких цифрах может только мечтать. В течение ближайших двух лет в Тюмени откроется еще десяток крупных магазинов с площадью, превышающей 20 тысяч квадратных метров.
Средний горожанин за 12 месяцев делает покупки на сумму в 90 тысяч рублей. Правда, стоит оговориться, что эта впечатляющая цифра родилась из результатов, достигнутых всеми 2652 торговыми фирмами города (от автосалонов и бутиков до булочных и небольших продуктовых магазинчиков).
Времена, когда город жил под лозунгом «Чем больше магазинов, тем лучше», постепенно уходят в прошлое. Сейчас началось расслоение торгующих фирм на «магазины выходного дня» и «магазины шаговой доступности». Горожане предпочитают посещать магазины, где можно быстро сделать максимальное количество разных покупок.
К сожалению, избалованные легкими доходами торговые фирмы не слишком спешат удовлетворять желания покупателей. Например, очень медленно увеличивается число предприятий со свободным доступом к товарам. В Тюмени сейчас действуют только 53 продовольственных магазина, где покупатель самостоятельно выбирает покупки в корзину и потом за все рассчитывается на кассе. Почему-то бизнесмены неохотно отказываются от устаревшей системы, когда приходится из-за каждого пустяка стоять в очереди.
Кроме того, по словам Анатолия Канова, персонал тюменских магазинов крайне неохотно овладевает умением улаживать всевозможные конфликты с покупателями. Нередко горожане уходят из магазина не с хорошей покупкой, а с испорченным настроением. За 2005 год в городское управление по потребительскому рынку обратились со всевозможными жалобами на торговые организации три тысячи тюменцев. Чаще всего конфликты возникают из-за некачественной бытовой техники. В этом смысле наиболее неблагополучны тюменские филиалы крупных, московских фирм. Трудно сказать, почему это происходит. Может, столичные бизнесмены до сих пор думают, что доверчивым провинциалам легко любую рухлядь «впарить»?
А покупатель ведь нынче избалованный, до бесконечности хамство терпеть не будет. Один раз продали сломанный телевизор, другой, а потом люди станут обходить стороной магазин, замеченный в торговле некачественными товарами.