X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Он классно лечит усталый металл

Даже в торжественный день 7 февраля, когда Сергей Сметанок благодарил работников городских аварийных служб за оперативную работу в сложных погодных условиях, Михаил Протасевич устранял порыв в одном из подвалов.

За наградой в мэрию он, газоэлектросварщик Тюменских теплосетей, пришел на следующий день.

И такое совпадение, наверное, не случайно: в рабочей обстановке Михаил Иванович чувствует себя уютнее. А от лишнего внимания теряется. «Скромный, — говорит о нем начальник участка Виктор Трухин и тут же добавляет, — Но сварщик — от Бога!» Сам Михаил Иванович пожимает плечами: да ничем он не отличается от других рабочих. Ну да, свою работу любит, но что здесь особенного? Хорошо работал на послеморозных авариях? Как всегда. Просто вместо двух-трех объектов в день приходилось «приводить в чувство» четыре или даже пять. Бывает.

К беседе снова присоединяется Виктор Кириллович (он больше всего и рассказывает о нашем герое): при устранении любой аварии на трассе 70-80 процентов успеха зависят от работы сварщика, от того, насколько он сможет быстро и качественно заварить трубу. Так вот, Михаил Иванович способен не только по внешнему виду трубы, но и по ее звуку («У каждой трубы — свой звук!») определить, где лучше всего произвести сварку. Отсюда и скорость работы.

Конечно, мастерство пришло с годами. На участке теплосетей Михаил Протасевич работает с 1992 года. Пришел сюда с завода БКУ, где варил стальные конструкции, которые отправляли на Север. Eще раньше работал слесарем-сборщиком на моторном заводе. А в Тюмень приехал учиться в 15-е училище из деревни Долматово Казанского района. Здесь же, после армии, познакомился с женой (говорит, что до армии с девчонками знакомиться не надо, все равно не дождутся). Женился. И так сложилось, что остался в городе.

«Я, наверное, больше ничего и не умею!» — смеется Протасевич. «Да ему просто нравится работать с огнем и с металлом, — добавляет начальник. — Я же знаю. Это настоящая мужская профессия!» И условия работы — экстремальные. Как только вода выпарится (зимой это происходит быстрее), сварщик словно в омут головой опускается в сырую трассу или в подвал). А там еще надо к трубе подход найти, не все же трубы удобны для газосварочных работ. В общем, когда рабочий выходит на свет, его кутают потеплее и отвозят на участок «сушиться»…

Михаил Иванович молча соглашается с рассказом, кивает. Сегодня он даже не может вспомнить, кем мечтал быть в детстве. Космонавтом? Милиционером? Инженером? Нет, не помнит. Да и какая теперь разница, главное — работа любимая.

Вот только (это говорит Виктор Кириллович, конечно) зарплату бы за эту мужскую работу побольше. Семь-восемь тысяч для отца семейства и деда — это несерьезно. У Михаила Ивановича две дочери. У старшей, Людмилы, подрастает полугодовалая Дашенька, младшая дочь Аня — студентка сельскохозяйственной академии. Когда дедушка вспоминает внучку, глаза у него делаются еще добрее. Об одном печалится с некоторой несерьезностью: «В гараж ко мне еще не ходит!»

Про трубы Протасевич знает немало (и говорит на эту тему свободнее, чем о себе). Ну, например, то, что трубы, проложенные в сталинские и хрущевские времена, крепче тех, что довелось укладывать в годы перестройки. В последних частенько образуются свищи. Может быть, это зависит от качества металлопроката? Скорее всего. Ведь в 90-е некому было следить за качеством, все зарабатывали деньги. Вот в новом районе по улице Пиаровской уже почти все трубы заменили, хотя эксплуатировали их не больше трех-четырех лет.

Вообще участок, где работает Михаил Иванович, отвечает за 300 километров теплотрассы (район от ТЭЦ-2 до улицы Мельникайте). Сегодня здесь 20-25 процентов труб нуждаются в замене: изменение давления или температуры немедленно дает порывы. Но Виктор Трухин надеется, что выделенных в этом году средств хватит и на ремонт разводящих сетей.

«Без работы не останемся», — шутят те, в чьих руках обеспечение нашей с вами жизни, точнее — условий для нее. Ведь в Сибири тепло — это синоним слова «жизнь», особенно в морозы. И хорошо, когда на трассе — работники от Бога, им можно доверять.

***
фото: Михаил Протасевич.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта