Кто виноват и что делать?
В прошлом номере «Тюменского курьера» мы позволили себе напомнить недавние и еще не отболевшие события соле-сахарного скандала. Скандала, о котором нам специалисты рекомендуют поскорее забыть и привыкнуть к новому уровню цен. При этом, несмотря на широковещательные обещания «найти и строго наказать виновных», их никто не ищет и, следовательно, наказания тоже не будет. Разве что пара-другая стрелочников. Мы, в свою очередь, обещали сказать читателю: кто виноват. Для этого обратились к специалисту.
Мне кажется, что к мнению Eвгения Леонидовича Доценко следует прислушаться. Он — профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей и социальной психологии и декан факультета психологии Тюменского госуниверситета.
— Тут сыграли на очень старом механизме — на страхе бескормицы. Очень древняя вещь. Кто поддался, тот стал первобытным, испугался, что не сможет найти пропитания.
— Мы наблюдали эту древнюю историю?
— Могли наблюдать ее 50 тысяч лет назад и сегодня.
— И как она выглядела глазами специалиста? Как механизм запустили, соблюдались ли какие-то правила?
— Сыграть можно на чем угодно. Просто нужно перешагнуть барьер сомнения, сделать, чтоб было убедительно. Для этого годятся любые правдоподобные поводы. И раздуваются до безобразия. Поводы — напряжение с Украиной, проблемы с Кубой. Ситуации придают достоверный характер. Хотя есть же критический опыт. Один говорит: я пожил, я уже знаю. Другой, сохраняя трезвый ум, говорит: я подожду!
— Но ведь остальные, что давились в очередях, тоже пожили!
— Срабатывает еще один механизм. Механизм заражения и примитивизации. Запускается слух. Слух идет от человека к человеку и возвращается по нескольку раз. Сколько раз на этом политики наши нас покупали? Берут и ежедневно запускают одно и то же. Ты не веришь в это, но привыкаешь слышать и не возражать. Потом начинаешь думать и соглашаться, а потом — думать точно так же. По большому счету, это разочаровывает, когда понимаешь, как устроен человек, и видишь, что сделать из него можно что угодно. Мало кто в состоянии устоять и удержаться, когда на человека давит вся масса представлений. Это наша природа. Это отношения, которые человек сам по себе скроил и на свои чувства посадил. Посадил и уже не может быть свободен от этих отношений.
— Но врожденное чувство «пролетарской справедливости» требует спросить: а можно их найти?
— Кого?
— Ну, тех, кто использует эту не самую прекрасную человеческую черту.
— Тех, кто покупал соль?
— Смеетесь? Это же каждый второй!
— Я бы спросил: а кто поддался?
— Или тех, кто завел… Наверное, все же тут виноватых двое.
— Да, ответственны обе стороны. Не виноваты — ответственны. И когда жалуются: вот, меня обманули… Оказывается, что человек — сам обманываться рад. Да, виноваты те дельцы, что намеренно запустили эту лавину цен. А ответственны — жертвы.
— Возможно, кого-то из мелких торговцев накажут — документы не в порядке, посторонние включения в продукте… Но тот, кто придумал это, он никогда не будет узнан и назван.
— Скорее всего. Но я бы усилил: тот, кто придумал, он не сам придумал. Эту схему использовали многие тысячелетия.
— А как же защититься?
— У меня диссертация первая была про это написана… Как только ты чувствуешь учащенное дыхание у народа, отойди в сторону и подыши спокойно. На это способен не каждый. Перестань цепляться за других. Поднимись мысленно над толпой, и ты увидишь, что она глупее становится в этот момент. Это закон. Люди возвращаются в прежнее, примитивное состояние и теряют признаки цивилизации.
— И когда ваш почтовый ящик заваливают рекламой, а электронный адрес — «спамом», когда по радио твердят — купи-купи-купи?.. А если приготовить и напечатать памятку: «Как себя вести при психологической атаке»?
— Когда-то мы с вами редактировали такую книжку. И что — народ сильно поменял свое поведение? Eмкость этой почвы — дремучей человеческой души — такова, что ее окультуривать приходится столетиями. А пока вы добьетесь, что не 80 процентов поддадутся ажиотажу, а … 72, но вы не решите принципиальную проблему.
— Значит, дело не в насыщенности рынка, а в том древнем чувстве, которое таится в нашей душе. И в том, способны ли мы бороться с собой?
— Да, точка принятия решений не в окружающей среде, а в самом человеке. Eсли он испугался, ему уже никто не поможет.
— А здравый смысл, трезвый расчет — не помощники?
— Eсли срабатывает шаблон советской эпохи дефицита, — нет.
— И человек уже готов покупать вчерашний дефицит по новой, вкрученной ему цене?
— Готов!
— Почему?
— Люди согласны. В этом-то и вся прелесть того, что произошло. Ситуация, в которой выигрывают специалисты по обыденной психологии.
— А власть, она должна бы?..
— Власть? Нет. Кто должен позаботиться о моей безопасности? Я.
… Остановимся на этом. Что в итоге? Кто виноват? Я сам. Что делать? Быть самим собой и не позволять собою манипулировать. Фактически, один ответ на оба вопроса.