X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Что делать и кто виноват?

Итак, говорят, что ситуация на рынке стабилизируется. Говорят, что фискальные службы уже ищут виноватых. Возможно, им повезет, и они обнаружат «торговцев, дестабилизирующих ситуацию».

Словом, все видят «что», но никто не говорит «почему». Почему в нашей цивилизованной стране, еще недавно гордившейся и обладавшей статусом самой читающей в мире, произошло такое безумие? Ведь нечто подобное уже было лет десять назад — помните трагедию обманутых вкладчиков, которые хотели «купить на рубль пятаков» (Владимир Гиляровский) и — пролетели.

Урок не пошел впрок. Сейчас, по информации Натальи Лютой, заместителя начальника тюменского управления Роспотребнадзора, разгневанные вкладчики, то-бишь обладатели несметных соляных россыпей, снова обрывают телефоны. Они уже не спрашивают: где купить соли? Они хотят вернуть торговле купленный впрок вчерашний дефицит. И даже согласны на нем не наживаться — свое бы вернуть. У многих даже сохранились чеки.

А пока желающие на досуге могут заняться математикой. Расчетные потребности среднего человека в соли — на уровне полутора килограммов… в год. Значит, стандартной российской семье на 12 месяцев требуется 6-8 килограммов драгоценного продукта. А целый мешок ценою в тысячу рублей эта семья сумеет истребить за восемь, а может быть, и за шесть лет.

Дефицита на соль уже нет. И, как уверяют те, кто отвечает за наполнение рынка, нет дефицита и на сахар. В стране к трем имеющимся запустили еще пять сахарных заводов. Но, странное дело, цена не падает, остановилась на отметке от 33 до 40 рублей. Довольные успехом контролеры уже сосредоточили усилия на документальной стороне вопроса, на исследовании органолептических и физико-химических показателей сладкого продукта. И немало в этом преуспели. Обнаружено завышение влажности — в 95 процентах случаев. Самые лучшие химики из торговцев добились очень высоких показателей — влажность сахарного песка, купленного у них, — в семь раз выше нормы. Но даже этот водянистый песочек вдвое дороже, чем прежде.

Самое интересное, что многих эта новая цена устраивает. Устраивает, например, и городское управление по потребительскому рынку. Eго руководство планирует понизить розничные цены на сахар… до 35-37 рублей. А зачем это планировать, если на рынке «Солнечный», по данным Роспотребнадзора, сахар уже продают по 36 рублей? А местами и по 35.

О прежних, неведомо куда подевавшихся ценах никто и не вспоминает? Очевидно, бедный горожанин уже согласился с немотивированным скачком цен, этим блестяще отработанным ударом в наш кошелек. Нас взяли на испуг, и мы доказали, что нет на свете цены, которая нам не по карману.

Сейчас экономисты и прочие знатоки российского рынка объясняют: почему так получилось и почему мы должны сдаваться на милость победителя. Оказывается, цены на февральский сахар поднялись объективно и правильно («случайную» вину за соль сваливают на пару-тройку заблудившихся вагонов, которые вместо Тюмени укатили в Москву). Оказывается, дело в том, говорят нам, что сахарная свекла на заводах закончилась, и пришлось переходить на импортное сырье (сахарный тростник?). А оно значительно дороже». Верите или нет?

Между тем, и в прошлом, и в позапрошлом, и в позапозапрошлом году об эту пору почему-то цены не прыгали. Да, они поднимались в соответствии со спросом и первыми ягодами, а к ноябрю-декабрю, помнится, снова — снижались. Эти циклы сменяли друг друга с постоянством часового механизма.

Думаю, что ответ следует искать в другом месте. Мне удалось побеседовать с человеком, который точно знает, кто виноват. Но об этом — в следующем номере «Тюменского курьера».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта