X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Праправнучка Чукмалдина

Тюменские фамилии

Бывают градообразующие предприятия, а бывают градообразующие фамилии. В Тюмени таких примерно полтора десятка. Это фамилии людей, без которых Тюмень не была бы Тюменью. Полистайте труды по истории края: Колокольников, Текутьев, Чукмалдин — каждый из них вписал свою страницу.

Но время идет, и этих людей уже нет среди нас. Но живут их фамилии. Их носят другие люди, вполне современные. Знакомство с ними — цель нашего нового проекта «Тюменские фамилии», посвященного грядущему 420-летию города.

Первый, о ком мы решили вспомнить, Николай Мартемьянович Чукмалдин.

Узнать, сколько в городе его однофамильцев, было делом техники: в телефонном справочнике оказалось пять номеров. Несмотря на то, что не все Чукмалдины ответили на звонок, мне все же удалось отыскать родственников известного тюменского купца.

Основателем рода можно считать ямщика Варфоломея Чукмалдина, — жившего во второй половине семнадцатого столетия в деревне Кулаково Тюменского уезда. Чукмалдин — обрусевшая татарская фамилия.

Сам Николай Мартемьянович (родившийся в 1836-м в Кулаково), будучи удачным предпринимателем и состоятельным купцом, торговал тканями, шерстью, чаем. Помогал обществу попечения об учащихся, учредил при нем бесплатную библиотеку-читальню. Стал основателем музея при Александровском реальном училище. Не раз выделял училищу средства на ежегодные премии за лучшие сочинения о Тюмени и Тюменском уезде. Создал в Тюмени уникальную библиотеку древних рукописных и старопечатных книг. На средства мецената были построены кожевенно-обувная и валяльная фабрики.

В 1878-м Николай Чукмалдин переехал в Москву. Но не забыл о родных местах. Особенно трепетно относился к жителям родной деревни, всегда старался помочь крестьянам. На его деньги построили школу, а при ней — мастерскую по обработке дерева, разбили большой красивый парк. Предприниматель боролся с пьянством своих земляков: как говорится в исторических источниках, этот людской порок он пытался победить в течение двадцати лет, в частности, содействовал закрытию в Кулаково кабаков.

Николай Мартемьянович известен и как писатель. Он сотрудничал с газетами «Вестник промышленности» (Москва), «Урал» (Eкатеринбург), «Тобольские губернские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и другими.

С Тамарой Ивановной Симаковой, праправнучкой знаменитого купца, я познакомилась благодаря Агриппине Павловне Чукмалдиной, номер которой нашла в телефонном справочнике. Агриппина Павловна живет в деревне Кулаково. Она и посоветовала мне обратиться к своей золовке — Тамаре Симаковой. Дедушка Тамары Ивановны, Петр Яковлевич — сродный брат Николая Чукмалдина.

И вот я в одной из квартир двухэтажного деревянного дома на улице Интернациональной. Приветливая, милая женщина приглашает в комнату. Тихо бормочет радио. Сама обстановка располагает к беседе…

О своем прапрадеде Тамара Ивановна знает немного, и то со слов матери — Eвгении Григорьевны Чукмалдиной. Она была долгожительницей (прожила 94 года). И часто, приходя в гости к Симаковым, рассказывала о своем родственнике, чья известность надолго пережила его время.

«Мама родилась спустя три года после смерти Николая Мартемьяновича. Но кое-что из его биографии знала. По ее рассказам, Чукмалдин практически не приезжал в Кулаково, а только помогал деньгами. У него были заводы в больших городах, но где именно, мама не знала. На деньги прапрадеда в Кулаково построен Свято-Никольский храм. Мой дедушка, Петр Яковлевич Чукмалдин, был церковным старостой. В храме был построен склеп. Когда Николай Мартемьянович умер, его забальзамированное тело находилось здесь, и жители деревни ходили сюда молиться. Внутри склепа все было желтого цвета (вероятно, имитация под золото)…

Когда началось раскулачивание, храм тоже подвергся нападению. Дедушка закрыл церковь и уехал в город. А тело Николая Мартемьяновича предали земле.

Помню, в детстве мы бегали на кладбище. На могиле Николая Мартемьяновича стояла большая каменная глыба. Потом она таинственно исчезла. Некоторые говорят, что видели ее на Текутьевском кладбище. Сегодня никто не знает, где точно захоронен Николай Чукмалдин. Ведь прошло уже больше ста лет».

Тамара Ивановна попросила меня воспроизвести семейную хронику со всей тщательностью, так, чтобы избежать даже малейших неточностей. По ее словам, не так давно в одной из тюменских газет написали, что тело Чукмалдина вместо захоронения бросили в Туру.

«Было очень неприятно это читать. В детстве мы часто бегали на кладбище, и я отчетливо помню, что видела могилу прапрадедушки. Да и мама рассказывала, что помнит день похорон Николая Мартемьяновича».

О себе Тамара Ивановна рассказала немного. Родилась 5 августа 1938 года в семье Eвгении Григорьевны и Ивана Петровича Чукмалдиных. Кроме нее в семье росли еще трое детей — Александр, Афанасий и Фаина. Детство провела в Кулаково. Закончив семь классов, уехала в Тюмень: училась, работала — сначала на ДОКе «Красный Октябрь», потом в Калининском отделе народного образования, строительном институте…

На ДОКе познакомилась со своим будущим мужем Леонидом. Молодожены получили квартиру на улице Магнитогорской. Тамара Ивановна с улыбкой вспоминает: «Те дома были рассчитаны на временное проживание, максимум лет десять, а стоят до сих пор».

В 1974 году Симаковы переехали на Интернациональную…

Молодость наша героиня вспоминает с улыбкой, хотя говорит, что она пролетела незаметно: «Главными для нас были дом, семья и работа. Зато праздники отмечали по-настоящему весело. На 1-е Мая, 7-е Ноября весь город собирался на демонстрации. Песни, танцы, звуки гармони…».

Вот уже более десяти лет Тамара Ивановна на пенсии. Зимой занимается домашними делами и смотрит любимый сериал «Обреченная стать звездой». Летом много времени проводит на даче. На своих нескольких сотках в садовом обществе «Рассвет» выращивает помидоры, огурцы, фасоль, кабачки…

«Когда работаю на даче, сразу забываю о своих болезнях. Кругом зелень, свежий воздух! Непонятно, откуда берутся силы. Могу работать с утра до позднего вечера. Какую-то часть овощей потом продаю. Из остального делаю заготовки впрок».

Недалеко от дома есть мини-рынок специально для пенсионеров: «Не вижу ничего плохого в уличной торговле. Сейчас ведь не все имеют дачные участки, а свежих овощей хочется. Наша продукция долго не залеживается на прилавке».

В последнее время Тамару Ивановну больше всего беспокоит возможное переселение. Несколько деревянных строений здесь будут снесены, взамен жителям пообещали новые квартиры. Тамара Ивановна не верит в такую удачу. Но все же надеется, что получит новое жилье: «Хочется квартиру в этом районе. За пятьдесят с лишним лет он стал для меня родным».

Род Чукмалдиных существует до сих пор. Правда, Тамара Ивановна сейчас уже не помнит всех родственников. Но, по нашим с ней подсчетам, из числа ее родных знаменитую тюменскую фамилию носят сегодня семь человек.

При подготовке материала использованы книга Николая Чукмалдина «Мои воспоминания» (Тюмень, «СофтДизайн», 1997), Большая Тюменская энциклопедия.

***
фото: НА СНИМКЕ: Тамара Симакова. ФОТО ВИКТОРИИ ЮЩЕНКО

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта