Далеко от любви
«Все ближе» (в российском кинопрокате — «Близость»). США, 2004 г. По пьесе Патрика Марбера. Режиссер Майкл Николе. В ролях: Джулия Робертс, Натали Портман, Джуд Лоу, Клайв Оуэн. Только для взрослых.
Любовь — та же птичка на ветке. Спугнул — улетела. И не вернулась. Сиди, жди — безнадега. «Что имеем — не храним…»
Некто Патрик Марбер написал пьесу, которую оказалось возможным разыграть перед кинокамерой. Да так, что это получилось занятно, увлекательно и весьма поучительно. По крайней мере, даже ваш обозреватель, давно не влюблявшийся (хорошо? плохо?), уяснил нечто новое и важное в вечных отношениях мужчины и женщины.
Недавнюю мини-рецензию на английский фильм «Реальная любовь» я назвал «Любовные головоломки». В случае с «Близостью» мы имеем нечто подобное, но еще более запутанное и хитроумно выстроенное. Причем сами авторы, включая режиссера, вроде бы и ни при чем: мол, сама жизнь придумала такой сюжетец, словно заточив двух мужчин и двух женщин в замысловатый лабиринт-четырехугольник. Выбирайтесь, мол, как хотите. И с кем хотите.
Неудачливый писатель (Лоу). Женщина — талантливый фотограф (Роберте). Хороший, но несколько легкомысленный врач (Оуэн). Бывшая стриптизерша, приехавшая в Англию из Америки (Портман). Место действия — Лондон.
Изначально мы имеем одну влюбленную пару. Потом мужчина уйдет к другой женщине. Потом эта женщина познакомится с другим мужчиной (вернее, это будут «дьявольские происки» первого, обиженного, ведущего рискованную игру — она, кстати, обернется против него; с огнем не играют!). Дальше эти хитросплетения будут еще сложнее (никаких намеков на «шведскую семью» — наши герои при всей непредсказуемости их сложных натур моногамны и гетеросексуальны).
Прямо как в песне из незабвенной отечественной «Иронии судьбы»: «Чужих людей соединенность и разобщенность близких душ».
И однажды один из мужчин (скрою, какой — иначе меня обвинят в пересказе сюжета) вдруг останется, что называется, на бобах. И поймет, что упустил свой единственный шанс. Что, метаясь меж двух женщин, как меж двух сосен, он заблудился окончательно и бесповоротно…
Голливудские мега-звезды, в том числе недавно «раскрученный» Оуэн, знакомый нам по «Королю Артуру», «Городу грехов» и «Цене измены», выбраны для этого проекта удивительно точно. Моя любимица еще со времен «Леона», Натали Портман словно говорит с экрана: королевой Амидалой в «Звездных войнах» я была ради гонорара, да и от приглашений Джорджа Лукаса не отказываются; но только здесь я смогла в полную силу сыграть влюбленную и разлюбившую женщину, которая не стесняется показать мужчинам идеально красивое тело, но так ранима душой…
А записной красавец Джуд Лоу — который в своей кинокарьере однажды блестяще сыграл русского снайпера из окопов Сталинграда («Враг у ворот») — тут вдруг превратился в миловидного, но малосимпатичного зануду-эгоиста, пытающегося манипулировать женской привязанностью — и безнадежно на этом прогорающего…
Да, это любовь-кроссворд, который вы будете разгадывать до самого последнего кадра. Изумленно ахнете, покрутите головой и мысленно скажете: «Это ж надо такое придумать!». Между тем ничего фантастического, запредельного и не придумано. Так карты выпали.
Одному — тройка, семерка, туз, как у Пушкина в «Пиковой даме». Другому — не казенный дом и не дальняя дорога: еще дальше, еще хуже… Одиночество и муки утраченной любви.
***
фото: