Время у всех дорого
(Субъективные заметки на полях собственного блокнота)
Словами, которые я вынес в заголовок, заместитель главы города Андрей Никитин открыл совещание городских строительных организаций, посвященное итогам 2005 года и перспективам уже наступившего.
Время, действительно, у всех дорого, и все-таки зал в главном управлении строительства был набит битком. Понятно, где делаются основные городские деньги…
Glasnost’
Было такое хорошее слово в конце 80-х — начале 90-х годов. Потом, как всегда в отечественной истории, отпущенные по каким-то соображениям вожжи начинают подбирать, стремясь ввести «реку гласности» в бетонные берега. Однако, как недавно в очередной раз высказался президент и как говорит практика, всякое огораживание информации, в конце концов, оборачивается против самих ограничителей.
И потому я с радостью хотел бы отметить некоторые проблески рассвета в этом вопросе. Для убедительности процитирую основных докладчиков. Олег Бузников, директор департамента градостроительной политики, говорил об «обеспечении прав человека на информацию». Александр Кряхтунов, руководитель департамента земельных ресурсов, — исповедовал «публичное управление земельными ресурсами».
Кто следующий?
Офис — объект соцкультбыта…
Конспектируя доклад Олега Бузни-кова, я подчеркнул в блокноте раздел, где говорилось о том, что за счет собственных средств тюменские строители за год возвели 161 объект соцкультбыта общей площадью в 94 тысячи квадратных метров.
Ура?
Но если обратиться к деталям, то выяснится, что почти половина (47%) соцкультбыта — помещения, которые построены для торговли. Половина этой половины — 22 тысячи кв. м. — офисы. Так, например, представительство ЯНАО на улице Челюскинцев тоже проходит по этой категории. Красивое, конечно, здание, но где здесь «соц», где «культ» и где «быт»?
При всем уважении к «белым воротничкам» мне не удается поставить знак равенства между тем, что скрывается за словом «офис», и тем, что должен обозначать термин «соцкультбыт». Отняв из 94-х тысяч метров торговлю и офисы, получаем на весь остальной мир «социалки», культуры и быта лишь 28 тысяч кв. м.
А там, где на схеме обозначено популярное и необходимое слово «досуг», стоят стыдливые цифры -808,5 кв. м. Менее одного процента.
Eсли поставить проблему на реальную почву, связав ее с потребностями городского сообщества, то, мне думается, все должно быть наоборот. Досугу — максимум, а торговле — поменьше. «И без того много», как говаривал некогда в подобных случаях государь император Николай Павлович.
Город в плоскости и «град Комаров»
Плоский город — это схема, предоставленная департаментом земельных ресурсов. Существующая площадь сегодняшней Тюмени -23539 гектаров. Новый генплан увеличивает наше жизненное пространство в 2,9 раза. Итого — свыше 68200 гектаров. Но кому же принадлежит это пространство, его плоское изображение, вытянувшееся вдоль обоих берегов Туры?
Пока Тюмень — чисто советский город. Земля принадлежит всем и никому. Только 5 процентов территории в собственности граждан и чуть больше — 7,6 процента — в собственности юридических лиц. 65% земли, по словам Александра Кряхтунова, не изучено. 18% изучено частично.
Правда, есть планы… развития, главным образом за счет коттеджной застройки. Вот только перспективные «пятна» будущих малоэтажных поселков расположены почему-то в северной, менее удобной и менее привлекательной части территории. А идея строительства коттеджей в южной части, в частности в районе деревни Комарове, на чем, по некоторым сведениям, очень настаивал прежний губернатор Сергей Собянин, никак на схеме не отображена.
Специалисты по земельным отношениям поясняют, что, действительно, на этой площадке в сторону Червишево предполагается разместить шесть с половиной тысяч строительных участков по 10 соток каждый. Но это вписывается уже в новый генплан, который должен быть утвержден в самом ближайшем будущем. Зато есть некоторые разногласия между властями Тюменского района и города Тюмени. Поэтому пока что «град Комаров» завис, как я понимаю, на неопределенное время.
***
На этом собрании, прозаически озаглавленном как «отраслевое совещание», было много темпераментного и интересного. Например, выступления бывших в советское время городскими начальниками, а теперь — руководителей строительных подразделений Анатолия Ларионова и Михаила Родина, убедительный рассказ руководителя комитета по жилью Веры Беловой. Но об этом наш рассказ впереди, поскольку на упомянутом заседании присутствовала целая бригада сотрудников «Тюменского курьера». А мои заметки — лишь вступление к рассказу.