Номер пятый, социально-значимый
9.22 утра. Тарманы. Конечная остановка — «ПТУ-34». Из-за угла показался бело-синий ПАЗ. В это утро «номер пятый», следующий по маршруту Тарманы — Центральный рынок, пришел на две минуты раньше. Он, вообще, опаздывает редко.
После четвертой остановки ПАЗик уже полон. Пассажиров около сорока (в автобусах такого типа двадцать два посадочных места, а вместимость около пятидесяти человек). Кондуктор Ольга Пальянова, пробираясь сквозь толпу, «обилечивает» пассажиров…
Говорят, что этот маршрут совсем не прибыльный, зато он — социально-значимый. Поэтому, как только пассажиры на конечной остановке вышли, а водитель сказал всем «до свидания», я все-таки спросила: «Сколько продали билетов?»
Оказалось, выручка с рейса составила… двадцать восемь рублей. Да, Ольга Пальянова продала лишь четыре билета. Все остальные пассажиры — льготники.
Дневной план на «пятерке» -1157 рублей. Как говорит Ольга, его выполняют в основном за счет утренних и вечерних рейсов. Когда все едут на работу или возвращаются домой. Всего за день «пятерка» делает двадцать один рейс. Вот и считайте.
На этом автобусе я обычно еду на работу. Но сегодня я не просто пассажир.
Попытаюсь взглянуть на дело глазами водителя или кондуктора. Меня вызвался сопровождать заместитель директора по эксплуатации ПАТП-2 Сергей Марилов.
Чтобы не мешать, заняла место кондуктора, нарушив «строгое» правило (когда слышу фразу «место кондуктора не занимать», сразу вспоминаю ее шутливое продолжение: в окно кондуктора не смотреть!). За то и поплатилась: меня несколько раз перепутали с кондуктором, пытались показать проездные документы.
Рядом с водительским сидением — другая наклейка: «Не спать!». Василий Актуганов, водитель автобуса, начал объявлять остановки: «Геологоразведка», «Ватутино», «Дом печати»… Честно говоря, раньше я за ним этого не замечала.
Переехали мост в створе улицы Профсоюзной. В кабине водителя несколько раз что-то пропищало. Некоторые пассажиры на всякий случай схватились за мобильные. Как мне объяснил Сергей Марилов, это специальное устройство «Motorola»: оно обеспечивает двустороннюю связь и позволяет отслеживать движение автобусов. Данные передаются в контролирующий орган — «Тюменьгортранс». А еще движение автобусов проверяет специальная система «СКАД» (вы, наверное, видели на некоторых остановках электронное табло с цифрами).
Коща мы подъехали к остановке «Центральный рынок», на часах, что на здании арбитражного суда, было 10.02. На десять минут отстали от графика. По словам Василия Актуганова, всему виной пробка на Профсоюзной.
С 10.00 до 11.15 у водителя и кондуктора обеденный перерыв. Появилось время поговорить о жизни.
Водительский стаж Василия Актуганова — двадцать пять лет. Из них пять — в ПАТП-2. «Без «баранки» уже не могу. Работать водителем тяжело, надо иметь привычку. Вот вы работаете журналистом, Ольга — кондуктором, я — водителем. У каждого свое призвание в жизни. Я привык ездить по маршруту Центральный рынок — Тарманы. Знаю каждую кочку на пути, каждый поворот. И почти всех пассажиров знаю в лицо. До пенсии осталось немного, и, надеюсь, доработаю здесь. Раздражают порой полное отсутствие культуры на дорогах и вечная пробка на Профсоюзном мосту».
Василий Васильевич живет в районе Червишевского тракта. Рабочий день — с шести утра до десяти вечера. А вставать приходится в четыре.
Выходных два: суббота и воскресенье. В субботу он отсыпается. В воскресенье занимается домашними делами. На хобби нет времени, хотя в молодости любил читать. Бывало, попадется ему интересная книга, мог ночь не спать.
Кондуктор Ольга Пальянова по образованию — юрист. Приехала в Тюмень из Юргинского района, где работала в отделе социальной защиты населения. В ПАТП-2 недавно. Устроила подруга Катя, она тоже кондуктор.
16 марта у Ольги закончился испытательный срок. «Поначалу было желание все бросить, но я себя переборола. А теперь втянулась, -признается она. — Быть кондуктором не каждый сможет. Надо иметь терпеливый характер. Пассажиры — разные. Бывает, устраивают скандалы. Я в эти споры никогда не вмешиваюсь. В таких ситуациях лучше промолчать».
Ольга говорит, что в последнее время «зайцы» придумали новый способ: заходят в автобус с крупными купюрами: пятьсот рублей, тысяча…. У кондуктора «пятерки» сдача наберется редко.
«Жители Тарман иногда звонят
и жалуются, что, к примеру, рейса на 12.55 не было, — вступает в разговор Сергей Марилов. — Но этого просто не может быть! Благодаря системе «Motorola» тщательно отслеживается движение автобусов. В дачный сезон — другое дело. Этот автобус мы действительно перебрасывали на дачный маршрут N 156 «Библиотека — Липовый остров». Дело в том, что там очень плохая дорога, сплошные ухабы, и, кроме ПАЗа, туда ничего не пустишь. Люди преувеличивают, говоря, что автобуса не бывает целый день. Да, мы снимаем машину, но только с нескольких рейсов, так как в первую очередь обязаны закрыть дачный маршрут. В этом году не будет такого ажиотажа. Автобусный парк пополнился».
На часах — 11.10. Перерыв закончился. Стало даже как-то неудобно, что лишила людей обеда. Следующий перерыв — через два с половиной часа. Впереди еще шесть рейсов туда и обратно…
P. S. Кстати, средняя зарплата водителя — семь с половиной тысяч рублей, а кондуктора — четыре с половиной. Согласитесь, не так уж и много по меркам нашего города.
***
фото: