X

  • 28 Июнь
  • 2024 года
  • № 69
  • 5568

«Мой прадед достоин того, чтобы в его честь была названа улица»

С 2002 года Леонид Белопа-сов занимается восстановлением наследства. Он хочет вернуть усадьбу своего прадеда, где ныне находится музей «Дом Машарова».

«Необходимы перемены»

В январе 2005 года Центральный районный суд Тюмени установил факт родственных отношений между Леонидом Белопасовым и Николаем Машаровым. Бабушка Леонида Николаевича — Надежда Машарова была старшей дочерью Николая Дмитриевича.

Леонид Николаевич не собирается использовать усадьбу в качестве жилья, но считает, что в жизни музея необходимы срочные перемены: «Мы, потомки, знаем свой родовой дом. И обидно, что он не в лучшем состоянии. Дому требуется ремонт. Необходимо восстановить канализацию, фундамент, обновить крышу. Вообще, первоначально территория усадьбы составляла 0,4 га. Сейчас — 0,24 га. Часть территории забрала обувная фабрика. Теперь там построены гаражи. Хотя в свое время эта земля находилась в собственности Машарова. Сегодня те деньги, которые отпускаются государством на содержание музеев, нужно расходовать иначе».

Леонид Белопасов считает, что музей должен стать настоящим музеем промышленности. Чтобы проводились только промышленные выставки: «можно представить настоящее машаровское литье, которого, к примеру, в Eкатеринбурге очень много. Всссоздать на территории музея печи-вагранки, поставить беседки…».

Ольга Берегова, заведующая филиалом краеведческого музея «Дом Машарова», прокомментировать ситуацию отказалась, сказав, что тема весьма деликатная…

Заглянем в историю

Более ста лет назад Николай Дмитриевич Машаров основал чугунолитейный завод, ставший впоследствии одним из крупнейших металлообрабатывающих предприятий Сибири.

А начиналось все с маленькой землянки, которую в 1899 году Машаров приобрел у купца Заколя-пина. В ней располагалась небольшая литейная мастерская, где работало всего двенадцать человек.

Вскоре Машаров принял решение расширить производство. Литейщиков обучали в ремесленном училище (сейчас тут располагается эколого-географический корпус ТюмГУ). Специально для этого Машаров привозил мастеров из Германии. Причем содержал их на свои средства.

Официально чугунолитейный завод был учрежден в 1901 году.

В 1905-1910-м на предприятии Машарова работали 400 человек. Здесь изготавливали веялочные и молотилочные принадлежности, в «Сибирской торговой газете» также сказано следующее: вырабатывалась «всевозможная чугунная и чугунно-эмалированная посуда, печные принадлежности, хозяйственные вещи, гвозди конно-подковные шлифованные…» Продукция пользовалась популярностью не только у местных жителей. Благодаря низким ценам поступали заказы из других городов…

С тех пор завод сменил не одно название: с 1935-го по 1942-й- «Механик»; с 1942-го по 1946-й — завод N 762; далее и до наших дней -станкостроительный завод.

… Николай Машаров родился в 1865 году в Шайтинской волости Eкатеринбургского уезда Пермской губернии. В 1883-м семья Машаровых переехала в Тюмень.

Отец Николая работал торговым агентом у известных в городе предпринимателей — братьев Кухтериных. Сам же Коля устроился юнгой в семейное пароходство Кухтериных. А уже в 22 года Машаров-младший стал капитаном судна.

Николай был красивым, видным парнем и вскоре женился на сестре Кухтериных — Eкатерине. Как рассказал Леонид Николаевич, братья-предприниматели тогда сказали ему: «Вот тебе две баржи, сколько увезешь на них, столько и бери. Плюс к тому -10 тысяч деньгами. Это будет приданое». Так у Николая Дмитриевича Машарова появился первый капитал.

Но что именно увез на этих баржах Машаров? Братья Кухтерины были мануфактурщиками, так что это могли быть их товары: ткани, кухонная утварь…. А может быть, Николай Дмитриевич забрал баржи пустыми? В те времена они и сами по себе представляли немалую ценность.

Правнук Машарова

Найти родственников Николая Дмитриевича Машарова оказалось проще простого. Упомянутая выше Ольга Берегова дала мне два телефонных номера. Так я познакомилась с правнуком Николая Дмитриевича — Леонидом Белопасовым, коренным тюменцем.

«До сих пор мое любимое место в городе — берег Туры в районе улицы Хохрякова. В детстве мы катались на лыжах и санках с крутого склона. Берег давно огородили. Да и дома, где я вырос, уже нет. Деревянная двухэтажка не была памятником культуры и давно пошла под снос».

Закончив восемь классов, Леонид поступил в машиностроительный техникум. Потом была служба в армии. Когда вернулся, поступил в индустриальный институт… По специальности он — инженер-механик. Работал в институте «Гипротюменьнефтегаз», на заводе «Строймаш», в «Запсибгазпроме», «Сибнефтепровод»… Вот уже несколько лет Леонид Николаевич имеет свою фирму, которая занимается строительством, ремонтом, благоустройством.

Белопасов говорит, что пошел по стопам отца, деда и прадеда. Все они занимались в свое время строительством.

О современной Тюмени

По мнению Леонида Николаевича, сегодня в Тюмени слабо развита промышленность: «Приведу некоторые примеры. В свое время я работал на заводе «Строймаш». На том месте, где был наш цех, недавно построили торговый центр «Гудвин»…

Раньше станкостроительный завод выпускал промышленное оборудование. А сейчас свои станки распродает…

Тюмени необходимо развивать промышленное производство. Наладить выпуск какого-либо оборудования — скажем, станков для деревообработки, сельского хозяйства. Надо развивать промышленность, чтобы люди работали».

Несмотря на то, что Николай Машаров внес свой вклад в историю города, в современной Тюмени нет улицы, названной в его честь. По словам Ольги Береговой, раньше вблизи чугунолитейного завода были 1-я и 2-я Машаровские улицы, где жили рабочие. Леонид Белопасов считает, что можно переименовать улицу Станкостроителей в улицу Машарова: «Завод находится по адресу: Станкостроителей 1. Переименование было бы вполне справедливо»

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта