X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Они учатся, думая, что играют

В свое 13-летие тюменский центр Монтессори празднует новоселье.

Дети и родители, привыкшие ходить в ДК имени Кижеватова, не теряйте! С 1 февраля дружный коллектив семейного центра во главе с Татьяной Чир работает по адресу: ул. Одесская, 7а.

Не просто переехали -расширились. Новая «оболочка» центра (теперь он называется ООО «Открытие») наполнилась новым содержанием. Кроме привычных возрастных групп — от двух до пяти и от пяти до семи лет — открылся класс для «нулевочек» — детей первого года (но берут туда и с десяти месяцев, на усмотрение родителей). Появились новые студии и мастерские, педагоги накрыли своеобразный шведский стол из занятий -можно осторожно попробовать одно «блюдо», а можно набрать «полную тарелку» и ходить сюда хоть пять раз в неделю. Работают также психолог, преподаватели музыки, танцев и английского языка, не понаслышке знакомые с методикой свободного развития ребенка.

Детские сады, секции и клубы, взявшие на вооружение систему итальянского ученого Марии Монтессори, начали работать в России с начала XX века. Затем наступил «идеологичёскии» перерыв на 70 лет советской власти. Новые Монтессори-группы начали свою деятельность с 1991 года. Специалисты тюменского центра поставили своеобразный рекорд: они оказались единственным коллективом в стране, просуществовавшим на протяжении тринадцати лет, с 1992 года.

«Мы расширили подход Монтессори и пошли дальше, — рассказывает Татьяна Чир, — стали пускать в программу родителей». Часто происходит, что в занятиях участвуют не только мамы, но и папы, бабушки, а педагоги становятся друзьями семьи.

Преподаватели центра первыми в России разработали популярную сейчас программу «Вместе с мамой» и в 1997-м представили ее в Москве на всероссийской конференции педагогов Монтессори в виде одноименного фильма.

Родители удивляются: перед тем, как записать ребенка в центр, у них выясняют такие «мелочи», как режим дня, вид транспорта, на котором они будут сюда добираться… «Это важно для атмосферы занятий и конечного результата, — отмечают педагоги. — Мы стали тщательнее работать с родительским заказом».

От большинства дошкольных студий и секций родители ждут традиционного результата — подготовки ребенка к школе. Дети, посещавшие классы Монтессори, к школе готовы, однако при этом педагоги не ставят главной целью знакомство юного человека с цифрами, счетом, буквами, письмом. Здесь помогают научиться… учиться, получать радость от узнавания нового.

«К нам стали чаще приходить «наши» родители, — радостно говорит Татьяна Чир. — Они требуют от нас не «научить рисовать человечка на каблуках, а то соседский ребенок уже умеет», приводят детей не на «английский, музыку, танцы». Как сказал один отец, «помогите мне выбрать программу, при которой бы мне стал бы понятнее мой ребенок».

Почему малыш любит все разбивать и разбирать? Зачем рисует на бумаге закорючки или упорно штрихует ее ярко-оранжевым? Зачем разрушает с трудом отстроенную башню из кубиков? Обо всем этом мамы и папы узнают, придя на специально организованные лекции. Сидя в оборудованных для детишек классах на крошечных стульчиках за низенькими столиками, они постигают взгляды монтессорианских педагогов на ребенка, знакомятся с упражнениями, помогающими раскрыть характер своих чад, их таланты, склонности.

Всякое привычное нам действие, будь то умывание или причесывание, умение стричь ножницами или зачерпывать ложкой, раскладывается для двухлетнего малыша на цепочку понятных действий. Упражнения строятся от простого к сложному и, к примеру, с вышиванием знакомят сначала как с хаотичным втыканием крупной безопасной иглы в редкую пластмассовую решетку, потом учат попадать только в определенные ячейки, затем -прошивать намеченные на картоне точки, и только в конце дают ткань. Педагоги не торопят детей: малыши живут в более медленном темпе^ чем взрослые, и получают большее удовлетворение от процесса работы, а не от ее результата.

Педагогический состав центра наполовину сложился из родителей, которые когда-то также пришли со своими детьми сюда, полюбопытствовать, и — остались.

Каждый педагог ведет по нескольку программ: мастерские «Юный фантазер», «Зоосад», тренинг «Раз ладошка, два ладошка» психолога Анжелики Корасноперовой; исторические проекты типа «Ленты времени» (раскладывание на обыкновенном шарфе семейных фотографий в определенном порядке может легко увести в Древнюю Русь, а то и к проблеме происхождения жизни на Земле). Педагоги Татьяна Кукарекая и Eлена Кудашова оттолкнулись от сообщения ученика про недавно увиденный Таиланд и разработали географический проект — вся старшая группа в течение трех месяцев с увлечением занималась «Путешествием по экватору». «Театральная мастерская» Ирины Трушниковой и Анны Бронниковой учит не только ролевому чтению, но и подбору литературы, изготовлению декораций и костюмов, организации собственного рабочего места, позволяет избавиться от внутренних зажимов…

Среда Монтессори такова, что педагогу не приходится диктовать ребенку свои условия — тот сам выбирает наиболее интересные, а, значит, актуальные для себя занятия. В тюменском центре детского развития родители и педагоги сообща учатся особому подходу — видеть в малышах будущих философов, ученых, строителей, артистов, и, в итоге, помочь им открыть самих себя.

Наталья Жаркевич

***
фото: Настя Астапенко думает, что играет, а на самом деле учится;Педагог Ирина Трушникова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта