Первый художественный фильм о Кобейне
13 марта в Тюменском Доме кино, который недавно образовался в ДНК «Строитель», показывали новый фильм скандально знаменитого режиссера Гаса Ван Сента «Последние дни».
Вообще культовое кино до Тюмени практически не доходит: подобные ленты можно увидеть, живя разве что в Москве или Санкт-Петербурге. Поэтому готовность Тюменского Дома кино демонстрировать не только общепринятые прокатом картины, но и спорные обрадовала всех серьезных киноманов города. Тем более что администрация Дома кино пообещала подобные показы сделать традиционными.
Сам фильм рассказывает о последних днях жизни известного музыканта Курта Кобейна, лидера группы «Nirvana», застрелившегося после продолжительного пребывания на лечении в наркологической клинике. Это первая художественная кинолента, рассказывающая о жизни и смерти музыканта. До Гаса Ван Сента режиссеры снимали о нем лишь документальное кино. Кумира молодежи сыграл актер Майкл Питт.
Кобейна здесь называют Блейком, и очень он молчалив. Очевидно, что Блейк уже давно перешел грань между нервным срывом и полной неспособностью жить дальше… Но он остается золотой жилой для продюсеров, и поэтому все ему подыгрывают. Например, в пограничной сюрреалистической сцене представитель «желтой прессы» любезно пытается заключить с Блейком какую-то сделку, словно бы не замечая, что перед ним конченый человек. Никто будто не видит Блейка или же видят в нем только то, что им нужно.
Музыкант реагирует на внешний мир криком боли, а когда и этот крик становится ходовым товаром на рынке поп-индустрии, то крик превращается в наркотическое безмолвие. Подобный фильм можно было бы снять о любом из «сгоревших» кумиров: возможно, о Джиме Мор-рисоне, еще вероятнее — об Элвисе Пресли. Но со всем своим недосказанным цинизмом, красотой и жалостью к человеку фильм «Последние дни» идеально, как рваные джинсы, подходит мифу о Курте Кобейне.
Почти забавным кажется эпизод, в котором главный герой оставляет молоко на столе, а в холодильник убирает пачку кукурузных хлопьев. Что это, безжалостное исследование состояния человека, находящегося на грани саморазрушения? Хотя человека здесь уже нет, он уже уничтожен.
Снятый в виде затянутых, разрозненных и молчаливых эпизодов, этот фильм словно нарочно испытывает терпение зрителей. Хочется, чтобы действие развивалось побыстрее. Но зато после окончания кино продолжает преследовать вас не один день.
«Последние дни» — это медитация Гаса Ван Сента над смертью Курта Кобейна. И медитация необыкновенная. Это фильм, в котором почти ничего не происходит до самого конца, и даже в конце мы не услышим выстрела, а лишь печальный вздох ангелов.
***
фото: