X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Судьба командарма

Окончание. Начало в N 27, 29, 30.

К осени 1942-го военное напряжение достигло критической точки: немецкие войска вышли к Волге. Саратов, где располагался штаб округа, стал прифронтовым. Из Ставки спрашивали: «Какие силы имеет округ для немедленной отправки на фронт?».

Калинин доложил, что закончено формирование и обучение резервной армии в составе шести стрелковых дивизий.

— Кто командует армией?

— Командующего пока нет.

— Принимайте армию и отправляйтесь с нею на фронт. Приказ о вашем назначении сейчас будет подписан.

Но недолго командовал генерал-лейтенант Калинин 66-й армией (такой номер она получила). Через несколько дней другой звонок из Москвы:

— На каком основании оставили округ?

— На основании приказа Верховного Главнокомандующего, — ответил Калинин.

— Немедленно возвращайтесь в Саратов. Приказ о вашем назначении в армию будет отменен».

Калинин не знал, что Абакумов, начальник Управления особых отделов НКВД (так называлась тогда военная контрразведка), представил Сталину «Список генералов Красной Армии, подлежащих аресту».1

В отношении «Калинина Степана Андриановича, генерал-лейтенанта, командующего войсками Приволжского военного округа, 1890 года рождения, члена ВКП (б) с 1917 года, в Красной Армии с 1918 года» отмечалось: «В беседах со своими сослуживцами и в публичных выступлениях заявлял о нерентабельности и низкой производительности труда в колхозах, брал под свою защиту репрессированных кулаков, высказывал недовольство карательной политикой Советского правительства. Во время Отечественной войны выражал сомнения в правильности ведения войны, обвиняя Верховное Главное Командование Красной Армии в том, что оно не заботится о сохранении людских резервов, допускает в отдельных операциях большие потери». Так через год аукнулся генералу его секретный доклад о боеспособности войск.

Но в 1942-м Калинин еще играл значительную роль в напряженном и непрерывном процессе формирования пополнений для фронта. Только 24 июня 1944 года, когда победа была уже не за горами, Сталин санкционировал арест Калинина, назначенного к тому времени командующим вновь образованным Харьковским военным округом.

Талантливого и порядочного генерала погубило то, что в своем кругу он откровенно говорил о причинах поражения советских войск в начальный период войны. Нельзя не отметить, что подобные настроения в офицерской среде были достаточно распространены, как и официально поощряемое явление — доносительство.

Поэтому в годы войны, кроме Калинина, были арестованы еще сто генералов и адмиралов. Двенадцать из них умерли во время следствия. Восьмерых освободили за отсутствием состава преступления. Восемьдесят один был осужден. Калинин получил 15 лет лагерей.

Роковые дневники

Изъятые при аресте семь дневников свидетельствовали о критическом отношении генерала к партийно-политической работе в войсках.

На вопросы следствия, а затем и суда Степан Андрианович отвечал с присущей ему прямотой:

— Я не был против комиссаров в армии, как и не против политической подготовки бойцов. Но в 1942 году во время инспектирования 11-го запасного артиллерийского полка в Омске, увидев курсантов в поле за изучением истории ВКП(б), я действительно сказал, что не Марксом вам придется бить врага, а оружием.

Имелись в дневниках Калинина и записи о «недовольстве карательной политикой советского государства» и действиями Верховного Главнокомандования, которое «не заботится о сохранении людских резервов и допускает в отдельных операциях большие потери». Точности и объективности оценок военных событий, сделанных этим мудрым человеком, поражаешься даже сегодня. Но в те годы это считалось преступлением.

В суде 25 октября 1951 года генерал Калинин вину в антисоветской пропаганде не признал, считая, что его высказывания и дневниковые записи носят личный характер. Свою фразу о больших потерях в войне он вынужден был охарактеризовать как «политически ошибочную».

Суд тем не менее определил ему максимальное наказание — 25 лет исправительно-трудовых лагерей.

Реабилитация Калинина проходила непросто. Определением Военной коллегии от 28 июня 1953 года ему всего лишь снизили наказание до фактически отбытого. Иными словами, решили освободить из лагеря, не снимая обвинения.

Но вот беда — незадолго до этого решения, в марте 1953 года, когда хоронили Сталина, Калинина успели осудить еще раз. По приговору лагерного суда МВД он получил еще 10 лет лагерей. Причем по той же статье 58-10 УК РСФСР. Значит, освобождать нельзя.

«Неисправимый», разжалованный в рядовые, генерал обвинялся лагерной Фемидой за высказывания: «У меня создалось впечатление, что очень много людей осуждено ни за что»… «Лучший народ загнали в лагеря»… «Упоминая Ленина, надо называть имя Сталина, а то могут сказать, что это антисоветчина»…

Судебная коллегия по делам лагерных судов Верховного Суда СССР утвердила приговор нижестоящего лагерного суда, по которому 10 лет заключения в ЙТЛ присоединялись к неотбытой части наказания по первому приговору. Вскоре, однако, пленум Верховного Суда снизил наказание по приговору лагерного суда до 5 лет с тем, чтобы поглотить этот срок уже отбытыми Калининым девятью годами заключения и освободить его из лагеря.

Степана Андриановича восстановили в звании и уволили в запас. Судимости с него снял Президиум Верховного Совета СССР, что опять же означало помилование, но не реабилитацию. Она состоялась лишь 2 ноября 1956 года, когда пленум Верховного Суда страны отменил все ранее состоявшиеся судебные решения (в том числе и свое собственное) и прекратил дело в отношении генерала Калинина за отсутствием в его действиях состава преступления.

Сразу же после смерти Сталина президиум Совета Министров СССР и ЦК КПСС обязали министерство внутренних дел «прекратить дела и полностью реабилитировать, освободить из-под стражи 50 советских генералов и адмиралов». Среди них — Калинин, которого восстановили в генеральском звании и уволили из армии по состоянию здоровья.

В 1963-м Воениздат выпустил его мемуары «Размышляя о минувшем». В них нет ни слова о секретном докладе 1941 года, об аресте и лагерях.

Военные историки не без основания считают, что Калинин мог бы стать заметным военачальником, чего, к сожалению, не случилось. Имени генерала Калинина не найти в энциклопедии «Великая Отечественная война». Несправедливо. Но его сын, несмотря на притеснения и ограничения в правах из-за ареста отца, стал капитаном первого ранга и Героем Советского Союза.

1) Виктора Степановича Абакумова, ставшего после войны министром государственной безопасности СССР, арестовали в 1951 году и расстреляли в 1954-м.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта