Информация по отчету о работе Счетной палаты города Тюмени в 2005 году
В 2005 году приоритетным направлением в деятельности Счетной палаты было усиление и повышение эффективности контроля за формированием бюджета города, целевым и рациональным использованием бюджетных средств органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и организациями.
Всего в 2005 году Счетной палатой проведено 85 контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 51 контрольное мероприятие по всем направлениям деятельности.
В 2005 году Счетной палатой обеспечен весь необходимый комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, позволивших осуществить предварительный контроль за формированием городского бюджета на 2006 год, оперативный контроль исполнения городского бюджета в 2005 году, последующий контроль исполнения городского бюджета за 2004 год. Только для непосредственной реализации этих задач проведено четыре контрольных и пять экспертно-аналитических мероприятий.
В 2005 году дополнительно к плану работы по поручениям депутатов городской Думы проведено семь контрольных мероприятий.
Проведенными Счетной палатой в 2005 году проверками было охвачено 72 объекта, что составляет 23,7% от общего количества муниципальных организаций города Тюмени.
По итогам проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий в администрацию города, главным распорядителям средств городского бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 54 представления и предписания Счетной палаты.
В ходе проверок установлены факты нецелевого использования средств городского бюджета на сумму 0,23 млн. рублей, факты незаконного перераспределения целевых средств на общую сумму 9,5 млн. рублей, а также другие нарушения и ошибки на сумму 25,2 млн. рублей. Установлены факты расходования средств городского бюджета, не предусмотренные решением «Об утверждении бюджета города Тюмени на 2004 год». В городской бюджет предложено возместить 3 149 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2006 года возмещено в городской бюджет более 1,396 млн. рублей. Объем выявленных незаконных расходов бюджетных средств составил более 1,4 млн. рублей, что составляет 5% от общей суммы выявленных финансовых нарушений.
Продолжают иметь место нерациональное и неэффективное использование бюджетных средств, закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд без проведения конкурсов, недостоверный учет расчетов и товарно-материальных ценностей, незаконное перераспределение целевых средств, незаконные расходы.
При проведении контрольных мероприятий в 2005 году Счетная палата впервые уделила особое внимание определению эффективности использования бюджетных средств. Объем неэффективного использования бюджетных средств за 2005 год составил более 4,82 млн. рублей, что по сравнению с прошлым отчетным периодом составляет пятикратное увеличение.
В целях обеспечения более эффективного контроля за реализацией бюджетной политики на важнейших направлениях в 2005 году в числе приоритетных были контрольные мероприятия, связанные с доходами городского бюджета, с повышением бюджетной эффективности использования муниципальной собственности, целевым использованием бюджетных средств.
Выявлен и устранен ряд неточностей по отражению плановых показателей по возврату бюджетных кредитов, выданных муниципальным унитарным предприятиям ЖКХ.
Результаты контрольной деятельности Счетной палаты в ходе непрерывного изменения нормирования бюджетного процесса в 2005 году свидетельствуют о том, что в ходе формирования и исполнения городского бюджета еще имеются резервы совершенствования бюджетного процесса и укрепления финансовой дисциплины.
Контрольными мероприятиями, проведенными Счетной палатой в отчетном году, выявлены нарушения использования бюджетных средств. Так, при проверке расходования средств на проведение и оплату работ, связанных с запуском в эксплуатацию комплекса весового контроля на полигоне твердых бытовых отходов «Велижанский», установлено, что бюджетные средства в размере 3000 тыс. рублей израсходованы неэффективно, только на текущее содержание предприятия в организационный период.
В ходе проверки ТМУП «Управляющая компания «Юг» установлены нарушения порядка списания муниципального имущества, а именно: без разрешения департамента имущественных отношений продан автотранспорт в 2004 году на сумму 217,8 тыс. рублей, в 2005 г. — на сумму 328,8 тыс. рублей; списаны на затраты без оправдательных документов теплосчетчики стоимостью 42,6 тыс. рублей, сотовые телефоны на сумму 16,3 тыс. рублей.
При проверке финансово-хозяйственной деятельности МУП УК «Луч» было установлено искажение данных о финансовом состоянии предприятия за 2004 г. в результате неверно произведенных расчетов показателей. Установлен факт недопоставки жилищных услуг населению на сумму 4604,8 тыс. рублей за 2004 г., за первое полугодие 2005 г. — на сумму 2451,6 тыс. рублей, перерасчет оплаты населению произведен на сумму 958,8 тыс. рублей. В 2004 г. имели место случаи двойной оплаты работникам, сумма переплаты составила 8,7 тыс. рублей.
По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности ТМУП «Заря-95» за проверяемый период установлена недопоставка услуг населению на 897,1 тыс. рублей за 2004 год и на 6109,4 тыс. рублей за первое полугодие 2005 года.
При проверке исполнения городской целевой программы «Наши дети — наше будущее» выявлены факты незаконного расходования средств городского бюджета управлением по образованию в сумме 16,2 тыс. рублей, МОУ ДПО «Городской информационно-методический центр» в сумме 29,2 тыс. рублей. По предписаниям Счетной палаты данные суммы восстановлены в бюджет.
Проверка исполнения муниципального заказа на предоставление образовательных услуг показала, что в проверяемом периоде имели место нарушения оплаты услуг дошкольного образования, предусмотренные заключенными контрактами и договорами.
Управлением по образованию города не проводился анализ взаиморасчетов с организациями по оказанным и оплаченным услугам с учетом условий контрактов (договоров). Так, оплата за оказанные услуги детским садом N 35 в январе-сентябре 2005 г. на сумму 191,6 тыс. рублей не производилась.
Система планирования и использования средств бюджета в рамках муниципального заказа на образовательные услуги не соответствует принципам проведения конкурса и не стимулирует образовательные учреждения.
Проверка своевременности поступления в городской бюджет арендной платы за землю за 2004 год показала, что существующая в городе нормативно-правовая база по установлению и взиманию арендной платы за землю требует доработки с целью приведения ее в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ и Тюменской области. В департаменте земельных ресурсов администрации города не на должном уровне находятся регистрация и учет договоров аренды на землю.
При проверке всех управлений внутренних дел областного центра и ОМОБ ГУВД по Тюменской области установлены случаи передачи оборудования и мебели, приобретенной за счет средств целевой программы, службам милиции, не относящимся к деятельности службы участковых уполномоченных милиции, на общую сумму 606,1 тыс. рублей. После вмешательства Счетной палаты оборудование и мебель переданы по назначению. Также проверкой установлено, что вместо текущего ремонта помещений для участковых уполномоченных выполнен капитальный ремонт, соответствующий евроремонту.
Необходимо отметить, что, начиная с 2003 года, наблюдается снижение объемов выявляемых нарушений использования бюджетных средств. Это произошло в результате перехода кассового исполнения местного бюджета из банковской системы в систему органов казначейства, а также достаточно эффективных совместных усилий Счетной палаты, Тюменской городской Думы и администрации города Тюмени в сфере обеспечения надлежащего финансового контроля.
В отчетном году Счетной палатой максимально использовались все предоставленные действующим законодательством возможности по устранению негативных последствий финансовых нарушений, возмещению причиненного бюджету ущерба.
Основными мерами по устранению выявленных нарушений, отмеченных в заключениях Счетной палаты, как правило, являются:
— возмещение в городской бюджет и на счета организаций израсходованных не по целевому назначению, незаконно или неэффективно используемых бюджетных средств;
— предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, направленные на устранение условий или причин, способствующих выявленным нарушениям и отклонениям в процессе формирования и расходования бюджетных средств, неэффективному использованию бюджетных средств и муниципального имущества.
Положительные результаты приносит сложившаяся система рассмотрения важнейших результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты на постоянных комиссиях Тюменской городской Думы. В подавляющем большинстве депутатами поддерживаются выводы и предложения Счетной палаты. На основе анализа материалов проверок даются соответствующие поручения администрации города.
По результатам проверок Счетной палаты администрация города и ее структурные подразделения принимали меры по устранению выявленных нарушений. Об этом, в частности, свидетельствует тенденция снижения количества представлений Счетной палаты с 72 в 2003 году до 54 в 2005 году.
Существенным стимулом для устранения выявленных нарушений служит взаимодействие Счетной палаты с прокуратурой и другими правоохранительными органами. В 2005 году в правоохранительные органы направлены материалы по результатам двух контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой.
Реализуя задачи и функции, определенные Положением, Счетная палата осуществляла экспертизу проектов решений городской Думы и иных нормативных актов, затрагивающих вопросы городского бюджета, проводила анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе. В 2005 году проведено 34 экспертно-аналитических мероприятия.
За отчетный период было подготовлено и направлено в городскую Думу и администрацию города 16 заключений Счетной палаты на проекты решений Думы, касающихся вопросов совершенствования бюджетного процесса, муниципального управления, исполнения городских целевых программ, других актуальных проблем бюджетно-финансовой политики, а также по проектам иных нормативно-правовых актов, предусматривающих расходы за счет средств городского бюджета.
Информируя органы местного самоуправления города Тюмени по результатам проведения контрольно-ревизионных мероприятий, в 2005 г. Счетная палата направила более 50 информации депутатам, главе города и его заместителям по результатам деятельности.
Следует отметить, что Счетная палата в период проверок одновременно оказывала содействие проверяемым организациям в восстановлении и правильном ведении бухгалтерского учета, устранении недостатков в исполнении смет расходов и приведении их в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также муниципальным образованиям — в организации бюджетного процесса. Выявленные, но не устраненные в ходе проверок недостатки, находятся на контроле Счетной палаты, по ним проводится соответствующая работа.
Взаимодействие Счетной палаты с контрольно-счетными органами других субъектов РФ и муниципалитетов городов Перми, Кургана, Волгограда, Тулы в целях обмена опытом стало одним из направлений деятельности в отчетном периоде.
Г.И. Сапов, председатель Счетной палаты