Триумф «Рубина» м слезы «Динамо»
420-летию Тюмени мы решили посвятить маленький сериал, рассказывающий о самых ярких победах тюменского спорта в последнее десятилетие. Олимпийское золото наших биатлонисток. Хоккейные сражения Всемирных Универсиад, где в составе студенческой сборной страны блистали игроки «Газовика». Взлет тюменского мини-футбольного клуба до высот суперлиги и его лучшие поединки… Это и многое другое — в публикациях под рубрикой «Без срока давности: самые громкие победы». А начать мы решили с одного хоккейного матча, состоявшегося 10 лет назад и подарившего нам оглушительную и счастливую сенсацию.
Браво, любители хоккея! Вы не забыт удивительный вечер во Дворце спорта десять лет назад, в конце марта 1996-го.
Тогда, бегом вернувшись в редакцию «Тюменского курьера», я на одном дыхании написал отчет с несколько длинным названием: «Ошеломительная и прекрасная фантастика: «Рубин» — «Динамо» — 7:1!».
… То был плей-офф чемпионата России, названный довольно оригинально — «Кубок Межнациональной хоккейной лиги». Помнится, «межнациональной» ее называли потому, что вместе с российскими клубами в турнире участвовало и несколько команд из ближнего зарубежья.
Сезон для тюменского «Рубина» получился на загляденье — и Дворец спорта на матчах плей-офф, что называется, брали штурмом.
До полуфинала с «Динамо» мы обыграли столичный «Спартак». В самой концовке поединка со «Спартаком» был весьма смешной эпизод. Уже при безнадежном для гостей счете 1:4 произошла потасовка, и болельщики принялись швырять на лед пустые пивные банки. Одна из них попала в шлем московского голкипера Шевцова, и он мгновенно рухнул на лед, притворившись «убитым». Возможно, вратарю и в самом деле было больно, но показалось, что он решил использовать это происшествие в тактических целях: вдруг да появится повод подать протест и аннулировать результат матча?
«Рубин» закономерно прошел в полуфинал, где его ждало грозное «Динамо».
Бывают поистине волшебные дни, когда получается абсолютно все, когда одна команда, поймав неподражаемый кураж, летает по льду, играя вдохновенно, и не оставляет ни малейшего шанса другой команде, не ставшей ни на йоту слабее, но при этих необыкновенных условиях обреченной быть лишь несчастным статистом.
Не слишком доверяясь памяти (так я обязательно что-нибудь перепутаю), обращусь к отчету, опубликованному на первой странице «Тюменского курьера».
«Первым блеснул Владимир Зоркин, внезапным броском после вбрасывания заставший врасплох голкипера гостей Ильдара Мухаметова. А шла лишь 6-я минута. Вскоре после комбинации блестяще играющего в серии плей-офф звена Вячеслава Хаева счет увеличил Эдуард Валиуллин. В конце периода наше молодежное звено раскрутило лихую карусель у ворот «Динамо», и Алексей Жуков, по-бобровски выехав из-за ворот, затолкнул шайбу в сетку — 3:0!
Все в битком набитом Дворце спорта понимали, что это еще не победа. Однако то был звездный вечер «Рубина», его бенефис. Наша команда сумела измотать динамовцев, которые выглядели более уставшими и окончательно расстроились, когда в их ворота (уже защищаемые другим голкипером — Сергеем Подпузько) влетело еще несколько шайб.
24.35 — великолепно, после острого паса из-за ворот бросает Виктор Архипов. 36.20 — Eвгений Шастин забивает красивейший гол с молниеносным разворотом и броском-сюрпризом. 44.37 — он же с близкой дистанции аккуратно и красиво «кладет» шайбу низом по льду, как по бильярдному столу…
Лишь за несколько минут до финальной сирены, когда прекрасно отстоявший матч Андрей Василевский уступил место в воротах Павлу Бессонову, динамовцы поймали наших на неточности и забили «гол престижа». Впрочем, последнее слово осталось за «Рубином»: еще один гол-красавец вколотил Николай Бабенко».
Что творилось тогда во Дворце спорта! Некое коллективное безумие (исключительно хорошее по своей сути); удивление, сменившееся восхищением; массовый выплеск положительных эмоций — пир болельщика, который нежданно-негаданно устроила любимая команда, руководимая главным тренером Александром Кузьминым.
Вот как вспоминает об этом один из тюменских болельщиков — Юрий Семенович Хозяинов:
— Было ощущение абсолютной нереальности происходящего. Будто не тюменская команда присутствовала на льду, а канадские профи. Динамовцев переиграли по всем статьям… Я стоял неподалеку от скамейки «Динамо» и видел слезы на глазах одного из хоккеистов Москвы. Слезы беспомощности — он только что провел силовой прием против соперника, сам упал, а наш хоккеист, как скала, устоял… Эта деталь словно олицетворяла собой весь матч. После игры ехал на такси, и таксист спросил о результате. Сначала не поверил, а потом искренне сокрушался, что пропустил такой матч. Вскоре после этого, в командировке, ко мне подходили люди и расспрашивали: как вы там, в Тюмени, смогли такое сотворить с «Динамо»?
… Московский клуб тогда все-таки выиграл серию до двух побед. Что касается «Рубина», то он, войдя в четверку лучших команд страны, подарил тюменцам счастливый сезон. Ту самую «серебряную строку», которую никогда не вычеркнуть из хоккейной песни.
P.S. Так получилось, что команды «Рубин» не стало, когда я уже работал на Севере и мог следить за тюменскими спортивными событиями (печальными в том числе) только издали. Не хотел бы сейчас лить ностальгические слезы. Время ушло. Раны постепенно зарастают. Главное — «Рубин» оставил свой яркий след в истории тюменского хоккея. Осталась детская школа с названием «Рубин». Важно — помнить. Поэтому я искренне порадовался простенькому «граффити» какого-то подростка (вряд ли это писал взрослый), начертавшего прямо по борту старенького хоккейного корта на улице Советской: «Рубин» -«Динамо» — 7:1! Именно так, с восклицательным знаком.
Неужели он видел тот исторический матч? Или ему рассказали? В любом случае, он — помнит…