Как развести губернаторов. Рецепт от РАО «ЕЭС»
РАО «EЭС России» после реформы обнаружило «дырки» в бюджете и вознамерилось залатать их за счет потребителей электроэнергии в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Расчет прост — эти регионы богаты, здесь сосредоточена нефтянка, что там для нефтяников повышение тарифов на «какие-то» 7%. Кроме того и момент выбран удачно — в этих регионах прошли выборы, а очередные акции волеизъявления граждан России намечены аж на конец 2007 -начало 2008 годов, когда страна будет выбирать Госдуму и президента. С такими выборами шутить нельзя — повышение любых тарифов в таких условиях чревато многими неприятными вещами для руководства энергетической монополии. Но обо всем по порядку.
В середине лета 2005 года правление Федеральной службы по тарифам (ФСТ) установило для потребителей Тюменской области, ХМАО и ЯНАО предельные уровни роста тарифов: от минус 3% (минимум) до 0% (максимум). Тарифы на электроэнергию в соответствии с федеральным законом 41 («О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию») устанавливаются один раз в год и в дальнейшем не пересматриваются.
17 ноября прошлого года Региональная энергетическая комиссия (РЭК), отвечающая за данный регион, приняла решение о сохранении на 2006 год регулируемых цен на электроэнергию на уровне 2005 года. То есть тарифы остались прежними. По оценкам специалистов тариф по отношению к 2005 году не изменился, поскольку значительный рост производства в регионе на протяжении 2002-2006 гг. привел к тому, что ежегодный прирост потребления электроэнергии в регионе составлял порядка 8-9%. Таким образом, РАО «EЭС России» в лице ОАО «Тюменьэнерго» ежегодно получало внеплановую сверхприбыль, превышающую потребности «Тюменьэнер-го» в дополнительных средствах на поддержание и развитие электроэнергетической системы региона, что и было учтено при утверждении ФСТ максимального предела в 0%.
Что характерно, максимальный уровень тарифов региона на 2006 год, принятый правлением ФСТ, не вызвал никаких возражений ни со стороны руководства регионов, ни со стороны РАО «EЭС» и его дочерних предприятий.
Дальнейшие события возвращают нас обратно в середину 2005 года, когда реформа РАО «EЭС России» прошла по Тюменской области. В частности была проведена реорганизация ОАО «Тюменьэнерго» в форме разделения на генерирующие предприятия (производство электроэнергии), сетевые (оказывающие услуги по транспортировке электричества), и сбытовое ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» (ОАО «ТЭК», продающее электричество всем потребителям).
И вот после того, как тарифы были утверждены, в январе 2006 года на имя руководителя ФСТ Сергея Новикова было направлено, как минимум, два письма (одно из них подписал член правления РАО «EЭС», руководитель Центра управления реформой Юрий Удальцов, другое — генеральный директор ОАО «ТЭК» Андрей Шишкин). Практически слово в слово они пожаловались руководителю ФСТ на несправедливость установленных тарифов. «В результате расхождений в расчетах, принятых ФСТ России и РЭК Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, в 2006 г. возник тарифный небаланс в размере 3,7 млрд. руб. и угроза банкротства ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» — говорится в документах. Далее авторы писем просят С.Новикова «рассмотреть вопрос» об отмене решения РЭК по тарифам на 2006 год, и максимально увеличить тариф на электроэнергию в Тюменской области и ХМАО и ЯНАО на текущий год. По оценкам специалистов, для покрытия данного «небаланса» рост тарифов в регионе должен составить от 7 до 12%.
Очевидно понимая, что внеочередной пересмотр тарифов -мероприятие, мягко говоря, вредоносное для региональных бюджетов, руководство РАЭ «EЭС России» предприняло попытку провести повышение тарифов через администрации Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО. По данным компетентных источников член правления РАО «EЭС России» Владимир Аветисян провел по этому поводу встречи с губернатором ХМАО Александром Филипенко и губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым. На этих встречах руководитель РАО попытался с цифрами и фактами в обеих руках объяснить — почему нормально работающее предприятие вдруг стало убыточным. Кроме того звучал такой «убийственный» аргумент как выборы Государственной Думы в 2007 году. То есть если не поднять тарифы сейчас — убыточное предприятие будет вынуждено взять кредит, и тогда: 2007 год ознаменуется 12-процентным ростом тарифов (как минимум) плюс проценты за кредит, да еще плюс % за холодную зиму. И это все должны будут принять РЭК Тюменской области, РЭК ХМАО и РЭК ЯНАО — то есть именно региональные администрации понесут ответственность за скачок тарифов перед выборами в Госдуму.
Пока по нашим данным только губернатор ХМАО-Югры Александр Филипенко ответил несогласием на предложения РАО «EЭС». «Считаю необоснованным относить на розничных потребителей региона дополнительные расходы ОАО «Тюменская энергосбытовая компания», возникшие в результате перераспределения доходов между подконтрольными РАО «EЭС России» обществами, вызванные реструктуризацией ОАО «Тюменьэнерго», — заявил он в письме руководителю ФСТ. Казалось бы исчерпывающий ответ: в прошлом году «Тюменьэнерго» получило сверхприбыли, а уже в этом году вот-вот станет банкротом, и это при одном и том же уровне тарифов. Иными словами, если ваша реформа так эффективна, то разбирайтесь с ней сами, и не трогайте потребителей.
При этом давление со стороны РАО все возрастает. 15 марта уже сам Анатолий Чубайс включился в игру и направил письмо на имя руководителя ФСТ С.Новикова с тем же предложением: повысить тарифы вопреки принятому ранее решению. Аргументация не изменилась: ухудшение финансового положения энергосбытовой компании. На 17 марта было запланировано заседание постоянно действующей комиссии по разрешению споров при ФСТ, на котором планировалось рассмотреть запросы РАО «EЭС». Однако по некоторым сведениям руководитель РАО и его соратники повлияли на перенос заседания комиссии ФСТ на две недели. Очевидно понимали, что немного у них союзников, и взяли тайм-аут, чтобы хоть как-то изменить ситуацию.
За эти две недели он намерен «обработать» не только администрации регионов, но и потребителей, и в первую очередь крупных. Промышленность потребляет порядка 75% электроэнергии в регионе. От руководства РАО пошли письма в компании, ведущие свою деятельность на территории Тюменской области. Основной текст тот же: у нас убытки, соглашайтесь на повышение, а то завтра будет хуже.
Eсли губернаторы еще не дали окончательного ответа, то промышленность оказалась более категорична, все всё понимают и соглашаться с таким повышением не планируют. Повышение тарифов для крупных компаний (в первую очередь нефтяных) ведет к удорожанию добычи и транспортировки сырья. (Думаю не стоит напоминать, что Тюменская область — главный источник нефти и газа в стране и на экспорт). А любое удорожание энергоносителей — прямой путь к росту инфляции, с которым борется все российское правительство. Кстати, при запланированном уровне инфляции на 2006 год -около 9% — только за январь-февраль инфляция составила 4,4% -половину от годового плана. Стоит задуматься.
Причем промышленные предприятия не намерены мириться с произволом энергетиков. Руководители нескольких крупнейших нефтяных компаний страны направили письма на имя губернаторов Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. «Считаем недопустимым и ущемляющим интересы потребителей отнесение на них дополнительных расходов ОАО «Тюменская энергосбытовая компания», возникших в результате реорганизации ОАО «Тюменьэнерго» и перераспределения доходов между подконтрольными ОАО РАО «EЭС России» обществами. Нам представляется экономически абсурдной ситуация, в которой сумма тарифов разделившихся обществ больше единого тарифа того общества, из которого они образовались», — говорится в письме нефтяников на имя губернатора Тюменской области В.Якушева, губернатора ХМАО А.Филипенко и губернатора ЯНАО Ю.Неелова. Письмо подписали президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, президент НК «Роснефть» Сергей Богданчиков, президент АК «Транснефть» Семен Вайншток, президент ОАО «Сибнефть» Александр Рязанов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Затраты на энергетику составляют существенную часть расходов на производство. По оценкам специалистов при росте тарифов на 1% затраты крупной няфтяной компании, работающей в регионе, возрастают на $2-3 млн. в год. Соответственно, повышение тарифов на 7% выльется для этого предприятия в серьезный рост необоснованных затрат. А сколько всего нефтяных компаний работает в регионе..?
Причем нефтяники недвусмысленно говорят, что поскольку предлагаемое повышение тарифов прямо противоречит российскому законодательству (ФЗ 41), то в случае, если решение по этому вопросу будет положительным, они намерены подать иски и добиться правды в судебном порядке.
Вызывает интерес тот факт, что авторами письма выступили как частные, так и государственные компании. Значит, государственные интересы, которыми прикрывается руководство РАО «EЭС России», сегодня несостоятельны. «Интересы государства», которые защищает одно РАО, противоречат интересам, которые отстаивают государственные нефтяные компании, губернаторы регионов, жители. А значит ясно, что за фразой «государственные интересы» руководство РАО «EЭС России» преследует собственные частнособственнические цели.
Это игра, направленная на повышение тарифов. Цель настоящего повышения — подготовка к формированию частного розничного и оптового рынка. Согласно плану реформы РАО производящие предприятия акционируются и чем выше настоящие тарифы, тем выше будет цена генерирующих компаний. Проще поднять тарифы, чем заниматься снижением издержек и другими цивилизованными методами повышения капитализации компаний.
Реформа РАО «EЭС России» задумывалась, как необходимая мера для стабилизации положения в электроэнергетике. Не прошло и года, как разделили одну из самых прибыльных энергокомпаний страны — «Тюменьэнерго», и вот появилась информация о банкротстве и убытках. На первый взгляд выглядит ошибкой при реформировании. Но на самом деле под «необходимым» повы-^ шением тарифов в Тюменской области, ХМАО, ЯНАО скрывается повышение стартовых оптовых цен от генерирующих мощностей после перехода их в частные руки. А это уже новый виток стоимости электроэнергии, но с более дорогого уровня для региона.
«Благодаря» таким действиям РАО будет поставлен под угрозу промышленный рост одного из самых быстрорастущих в экономическом плане регионов России. В результате внепланового пересмотра тарифов для крупных предприятий региона в первую очередь нефтяным и газовым компаниям придется снизить планируемую величину своих инвестиционных обязательств, что приведет к сокращению объема выпускаемой продукции и услуг, и, следовательно, к замедлению экономического роста. Не стоит забывать и о том, что сокращение капиталовложений приведет к падению количества заказов со стороны крупных компаний для предприятий среднего бизнеса, небольших сервисных и смежных предприятий. Это нанесет серьезный удар по самому уязвимому сегодня сектору экономики страны.
Падение экономического роста приведет к снижению налоговых отчислений в региональные бюджеты, следовательно, уменьшению их доходной части. При этом одновременно будет увеличена расходная часть бюджетов, поскольку повышение энерготарифов коснется и учреждений социального направления, таких как больницы, школы, детские дома, а также зданий, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Одновременно повысятся выделяемые властями субсидии по линии ЖКХ для льготников. Другими словами региональные бюджеты испытают одновременно «двойную» нагрузку, и далеко не факт, что местные власти смогут справиться с неожиданно упавшими на них трудностями. Как результат — урезание обязательств местных властей перед населением, сокращение объемов социальных и благотворительных программ в регионах, пересмотр перечня проводимых культурных, спортивных и прочих экономически неоправданных акций и инициатив.
По данным экспертов при увеличении тарифов на 7% поступления налоговых платежей в бюджет юга Тюменской области снизятся на 228 млн. рублей, а снижение налоговых поступлений в бюджет ХМАО составит 506 млн. рублей.
Мы будем следить за развитием ситуации…