Регионы просят внимания
Для России образца 2006 года характерна примечательная острота: «Московское государство и вассальные области».
На мартовском заседании парламентского пресс-клуба «Простые правила» эта шутка прозвучала из уст члена Общественной палаты РФ, академика РАН Владимира Мельникова, когда он оценивал сегодняшние взаимоотношения между регионами и федеральным центром.
Тема заседания пресс-клуба «Региональная политика и политика федерального центра — сочетание единства или борьба противоположностей?» Мнения и журналистов, и представителей законодательной власти склонились в пользу «борьбы противоположностей».
Причины нарастающего равнодушия федерального центра к нуждам регионов приводились разные. Владимир Мельников, например, заявил, что регионы практически не занимаются «выращиванием» собственной интеллектуальной элиты. Следовательно, достойно представлять интересы иных субъектов РФ в Москве порой просто некому.
Как сказал первый заместитель секретаря политсовета регионального отделения партии «Eдиная Россия», советник губернатора Тюменской области Андрей Артюхов, иногда доходит до того, что в некоторых регионах вся верхушка местной областной администрации формируется из московских управленцев.
Председатель Тюменской областной Думы Сергей- Корепанов-привел грустную цифру: только 4,7 процента законодательных инициатив, родившихся в регионах, обретают силу Федерального закона. Оставшиеся 95,3 процента российских законов пишутся в Москве. Выходит, что законодатели регионального и федерального уровней плохо слышат друг друга.
Своеобразной иллюстрацией к этому утверждению стала дискуссия вокруг Федерального закона N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». На прошлой неделе Тюмень принимала в гостях 11 депутатов из комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике. Они провели совещание, на котором обсудили особенности реализации некоторых Федеральных законов на территории нашего региона.
Гости заметно встревожились, услышав в докладе главы Тюменского района Сергея Усольцева информацию о том, что после референдума органы самоуправления поселений передали значительную часть своих полномочий на районный уровень. В частности, речь идет о праве распоряжаться землей и управлять местным ЖКХ.
«Да вы у поселений практически все забрали! Это изменяет идеологию 131-го закона. Мы его приняли, чтобы люди научились управлять жизнью своего села или деревни», — заявил депутат Государственной Думы Сергей Пекпеев.
«В Тюменской области не нарушен ни дух, ни буква Федерального закона N 131. Органы местного самоуправления должны иметь право на такие вариации. Рядового тюменца мало интересует структура власти. Он, прежде всего, хочет получить качественную услугу. Eсли завтра поселенческая власть докажет, что способна это обеспечить, то она получит свои полномочия обратно. Я полагаю, что экономическая и социальная ситуация, которая есть у нас в регионе, доказывает право на такой подход к Федеральному закону»,
— возражал главный федеральный инспектор по Тюменской области Владимир Ульянов.
Эту точку зрения разделил и председатель комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин. По его мнению, разные варианты реализации закона — это естественные издержки переходного периода.
К сожалению, подобные разногласия случаются не только вокруг 131-го закона. Они сопровождают практически каждый Федеральный закон, принятый в нашей стране за последние годы. Может быть, их стало бы меньше, если бы Госдума более внимательно относилась к пожеланиям регионов еще на стадии работы над законопроектами.