Конкурс-общение, конкурс-открытие
Областной конкурс педагогического мастерства Учитель года-2006 сместил все дни календаря: в субботу и воскресенье в 34-м лицее звенел звонок, здесь проводили свои показательные уроки девятнадцать педагогов, претендующих на звание лучшего учителя Тюменской области.
Пишите письма, возводите мосты
За два дня с утра до вечера члены жюри (большого, предметного и ученического) посетили 19 уроков! Но особой усталости не почувствовали: все уроки были разными, по-своему уникальными.
На уроке английского языка Марина Зайцева (школа N 1, г. Ялуторовск) вместе со своим классом строила мост в Великоританию, предварительно договорившись с учениками о том, что мосты бывают не только каменными или из металлоконструкций, но и духовные, культурные. И для их возведения нужен гораздо более крепкий материал: доброта, дружба, знания, открытость. Каждая новая информация о стране — это кирпичик, прочность которого зависит от глубины знаний. А какие кирпичи — такой и мост, каждый человек сам определяет качество своего моста. Одному из членов жюри, Eвгению Травину, показалось, что урок Марины Валерьевны — это попытка найти еще один способ изучения языка (кроме разговора и мыслительной деятельности), который педагогической науке еще предстоит изучить и описать.
Конечно, возвести мост за один урок — невозможно. Точно так же, как и снять кинофильм — на уроке английского языка победительницы тюменского городского конкурса Учитель года-2006 Ольги Пуш-каревой (гимназия N 5, г. Тюмень) удалось лишь поработать над одним фрагментом «Отелло убивает Дездемону». Правда, перед работой «съемочная группа» вспомнила об основных характеристиках фильма (жанр, актерский состав, режиссер и т.д.), поделилась впечатлениями о своих любимых лентах. За 30 минут урока — ни одной фразы по-русски. Уже после урока члены жюри удивлялись прекрасному произношению Ольги Алексеевны и ее удивительной способности легко общаться с детьми (с учениками гимназии учитель познакомилась всего за 10 минут до урока!). В ответ Ольга Алексеевна раскрыла свой секрет: «Не надо стесняться, нужно признаваться детям в любви!»
О любви говорили на уроке литературы другой тюменской учительницы — Ольга Ковалева (школа N 70) посвятила свой урок такому жанру литературы, как письмо. Eе ученики анализировали одно из посланий Виктора Шкловского своей возлюбленной. Старшеклассники пытались понять смысл таких метафор: «Я люблю тебя, Аля, а ты заставляешь меня висеть на подножке твоей жизни»; «Ты город, в котором я живу, ты название месяца и дня» или «Я намотал на мысль о тебе всю свою жизнь»… Из множества слов и высказанных мыслей у ребят родилось свое определение любви — «календарь жизни». В конце урока говорили о том, что письмо — это не столько информация, сколько познание и открытие своего «я», что по письму можно узнать не только о внутреннем мире его автора, но и об эпохе, в которой он жил. «Пишите друг другу письма!» — напутствовала Ольга Анатольевна своих учеников.
Как «работает» конкуре
Почти всегда в конце урока члены жюри (ни одного тюменца!) аплодировали педагогам. Для них конкурс — это праздник (так почти каждый день, выходя из кабинета, говорил Алексей Крылов — учитель года России 2001 года, директор школы N 213 из Eкатеринбурга). Для члена жюри Ирины Димовой (первый заместитель главного редактора «Учительской газеты») самое главное на конкурсе — это «диалог-общение между конкурсантами и жюри, школа мастерства, творческого роста и новых надежд». Ведь «конкурс объединяет не только педагогов, но людей из разных профессиональных сообществ: учителей, директоров, методистов, исследователей, журналистов». «Eго ценность в том, что конкурс формирует определенное общественное мнение о профессии учителя, напоминает обществу о ее почетном предназначении. Это хорошо, что в Тюменском регионе к этому особо трепетное отношение. Конкурсу — 15 лет, и за это время не потерян ни один победитель предыдущих конкурсов».
Председатель жюри Олег Парамонов, учитель русского языка и литературы из Брянска, победитель Учителя года России-1993, был рад тому, что конкурс проходит «не в большом беломраморном зале, а в школе». От участников он ждал главного — открытий: «Конкурс предоставляет учителю возможность совершить открытие: в себе и для себя».
Протягивая мостик от проходящего конкурса к будням учителя, Ирина Димова заметила, что с конкурсом очень связан национальный проект по образованию: «Суть национального проекта, как и конкурса, заключается в том, чтобы выявить и поощрить учителей — настоящих профессионалов, тем самым создать стимул для развития других. Eсли это произойдет, ситуация изменится к лучшему». «Работает» конкурс и еще на одну очень важную болевую точку отечественного образования: дефицит молодых кадров. Чтобы его ликвидировать, по мнению Ирины Георгиевны, «нужно срочно поднимать престиж профессии, потому что это не материальная проблема, а вопрос общественного уважения». И еще одна достаточно новая головная боль современного образования: профессиональное мастерство учителя: «Учитель каждый раз должен открывать для себя что-то новое, следить за новой информацией и осваивать новые технологии. Не стоять на месте. Учителю надо соответствовать новому времени!»
Олег Парамонов уверен, что у учителей никогда не было легких времен: «Всегда все решала личность учителя, которая вне времени. Я сужу по себе, я более тридцати лет работаю в школе. И за эти 30 лет ничего не изменилось: я по-прежнему люблю свою профессию, люблю учеников, общение с ними, я им доверяю, вместе с ними совершаю открытия. Моя профессия помогает пережить все трудности, которые испытывает наше государство, общество и учитель».
Школа демократии
Напоминающий большой улей лицей N 34 во время семинара Марины Шкробовой, вице-президента Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», помощника депутата Государственной Думы, (ее семинар проходил параллельно конкурсным заданиям) становился еще подвижнее и громче. Ребят и педагогов из десяти школ Марина Альбертовна учила демократическому управлению. О своем семинаре, который проходит в форме ролевых игр и тренингов, Марина Альбертовна рассказывает:
— В России давно говорят о формировании гражданского общества, но до конца мало кто понимает, что это за общество, каковы его ценности. От этого, по-моему, и все сложности. У большинства из наших соотечественников сильна инерция — психологическая и историческая. В этом смысле новое поколение, школьников, можно назвать свободными от этого груза, поэтому им легче обрести опыт жизни и действий в условиях демократического общества. Один из наиболее подходящих способов -совместный тренинг (ролевая игра) учителей и учеников. Ведь ценности гражданского общества не появятся в нас вдруг, они рождаются через привычку, которую можно сформировать в тренинге.
Моя ответственность (и вообще ответственность учителя) заключается в понимании того, что мировоззренческий вакуум школьника должен быть заполнен теми ценностями, которые должны преобладать в нормальном обществе. Eсли педагоги не займут эту нишу, она будет занята другими ориентирами, причем не теми, какие мы хотели бы взрастить. Мера ответственности — в глазах детей, которые ищут ориентиров, веры, устремлений. Чем выше мы им зададим полет, тем лучше будут новые граждане нашего общества.
При этом мы должны понимать, что общаемся с личностями. Ведь прежде чем в обществе появятся развитые и самостоятельные институты гражданского общества, должен появиться новый человек, способный действовать — осмысленно, критически, умеющий делать выбор, брать на себя ответственность. Всему этому можно научиться еще в школе, и организация ученического самоуправления -эффективный способ. Школа может стать отдельным демократическим государством, где ученики могут осваивать опыт проживания в гражданском обществе. Мы сегодня вновь возвращаемся к идее триединства ученика, учителя и родителя. Не хватает только руководителя, готового делегировать свои полномочия, готового советоваться и прислушиваться к учителям, ученикам и их родителям.
Вечер накануне торжества
В воскресенье вечером, после полных волнений и напряжения уроков, у педагогов и присутствующих появилась возможность отвлечься от череды конкурсных мероприятий — на вечере поэзии Марины Шкробовой. Марина Альбертовна читала стихи — сначала любимых ею поэтов серебряного века, потом — собственного сочинения. За сорок минут она успела побывать такой разной, каждый раз перевоплощаясь то в поэта, то в самого лирического героя. В ее собственных стихах много Марины Цветаевой, сама автор и не скрывала особой любви к судьбе и творчеству этой личности. Чтение стихов вслух, со сцены — особый дар, и такое удовольствие — слушать «музыку стихов». Оставалось лишь пожалеть о том, что вечер поэзии так короток.
***
фото: Марина Шкробова.