Тринадцать незнакомцев на фоне загадочной «Тюмени»
Чувствую себя этаким Христофором Колумбом, отправляющимся в увлекательное, но абсолютно непредсказуемое плавание. Что там за горизонтом? Какая земля?
Терра инкогнито
Футбольная «Тюмень» тоже нынче сродни такому мореплавателю, который, укладывая пожитки (порох, свинец, соль и далее по списку — и пострелять, и плотно поесть), ощущает в крови легкий жар, кайф без вина: неведомый путь волнует, торопит — поскорее бы отплыть от причала!
Но суровый капитан (читай, главный тренер), в чьей памяти словно в первоклассном ноутбуке отпечатаны и календарь, и составы соперников, и много еще чего полезного, готов остудить излишние эмоции: чуть-чуть терпения, господа моряки; давайте-ка лишний раз поупражняемся с подъемом парусов; эти скучноватые тренировки на берегу здорово пригодятся в открытом море, когда заштормит…
И если продолжить игру в «морское путешествие» — то «Тюмень» чересчур задержалась у причала. Ровно на один сезон. На то были веские причины, о которых мои читатели знают. Владельцу судна вкупе с капитаном важно было сохранить экипаж — что и удалось сделать. И вот теперь все препятствия позади; ничто не может помешать нашему долгожданному плаванию; выход из гавани намечен на конец апреля; свежий весенний ветер готов наполнить паруса… Семь футов под килем!
А впереди — терра инкогнита, неизведанная земля второй российской лиги, острова-незнакомцы (не знаю, уместно ли сравнивать футбольную команду с островом, ну да ладно), ровным счетом тринадцать. И каждый остров надо взять приступом. Или отступить, не взяв. Как получится. Ведь каждый остров — тайна. Пока тайна…
Былые заслуги не в счет
Но с воображаемых океанских просторов вернемся на грешную землю. И, сменив пластинку, перейдем на язык, более приближенный к предмету нашего разговора — футболу.
Итак, новое пришествие ФК «Тюмень» во вторую лигу чемпионата страны. Некогда распрощавшись с элитным отрядом российского футбола, бывший «Дин-Газ» стремительно покатился вниз, а затем и вовсе вынужденно оказался в пресловутом любительском дивизионе (при всем уважении к любительским клубам должен заметить, что наша команда была здесь чем-то вроде чужеродного тела; футбольный «ссыльный», терпеливо дожидающийся, когда «отмотает срок»).
И забывались, неизбежно забывались неповторимые времена «Геолога», когда Фарман Курбан-оглы Салманов, неизменно маячивший за воротами соперника, будто выпрашивал у судьбы победный гол — и гол забивали! И совсем неплохие времена «Динамо-Газовика», когда мы обыгрывали и ЦСКА, и «Динамо», и «Торпедо». (Хотя, конечно, всегда есть то, что забыть невозможно — как, например, сумасшедше красивый гол защитника «Дин-Газа» Виталия Пономаренко, фантастическим ударом метров с 35-40 поразившего ворота самого Босса — голкипера московского «Локомотива» Сергея Овчинникова).
Былые заслуги, увы, не в счет. Поезд ушел; кондуктор требует новый билет — старый силы не имеет.
За какое-то десятилетие слишком много воды утекло в российском футболе. И оставшиеся на обочине, те, кому здорово не повезло, но посчастливилось получить новый шанс — снова выходят в дорогу. Элита отдалилась, стала чем-то недосягаемым, даже нереальным -премьер-лига с ее наплывом иностранцев, с «гонкой тугих кошельков». Ну да бог с ней, с элитой. У нас сегодня своя тусовка, на своем уровне, тоже достаточно интересном. И, кстати, тут есть очень похожие на нас. Скажем, Нижний Новгород.
Eще один Овчинников
14 мая, в день открытия в Тюмени чемпионата-2006, мы играем с нижегородской «Волгой».
А мне памятен нижегородский «Локомотив», словно пуповиной связанный с одним-единственным знаковым именем: Валерий Овчинников.
Удивительный человек! Внешне не очень симпатичный, отмахивающийся от журналистов, как от комаров, со своими причудами — но в футболе плавающий, как рыба в воде. Как осетр в Волге.
Тот самый Овчинников, который до Нижнего изрядно поработал в Тюмени и оставил свой добрый след.
Помню, когда я первый раз пришел к нему за материалом, он, по-мурыжив молодого журналиста (мол, знай, как отрывать от работы занятых людей), наконец, милостиво разрешил: давай свое «интеврью» (то еще словечко, синтезированное из «интервью» и «врать»).
Классный тренер (иначе он не сделал бы из нижегородского «Локомотива» команду-конфетку, однажды поднявшуюся на шестое место в высшей лиге), Овчинников обладал весьма непростым характером. И, когда того требовали обстоятельства, был тренером-деспотом, жестким и беспощадным.
(Любопытно, что в Тюмени он получил прозвище «Борман», по-своему обидное и по-своему забавное. Почему «Борман»? Как вспоминает заместитель главного редактора АСН «Тюменская арена» Владимир Митькин, Овчинников всегда выступал за совмещение постов главного тренера и президента футбольного клуба, т.е. главного распорядителя клубной кассы. А «партайгеноссе» (которого в знаменитом сериале «Семнадцать мгновений весны» сыграл замечательный бард и актер Юрий Визбор) тоже имел к кассе, но партийной, самое непосредственное отношение… Так, мол, и родилось прозвище.).
Последняя наша встреча произошла в 1997-м, когда я подрабатывал пресс-атташе в футбольном клубе и приехал с нашей командой на матч высшей лиги в Нижний Новгород. Мы тогда проиграли — 0:1. Сама же игра почти не запомнилась: падал весенний снежок; поле было тяжелым и вязким; перепачканные футболисты много и безуспешно трудились; однажды мяч застрял в грязи, и первым к нему успел футболист «Локомотива» — так, из ничего, родился единственный гол…
Овчинникова давно уже нет в бывшем городе Горьком; говорят, живет в Таллинне, который давно облюбовал; без него из футбола в Нижнем словно вынули «пламенный мотор». И сегодня две команды — Тюмени и Нижнего Новгорода — очень похожи своим причудливым путем в российском футболе; обе знали лучшие времена…
Интересно, увидим ли мы в составе «Волги» хорошо нам знакомого Олега Масленникова, много и успешно игравшего в «Дин-Газе»? Eще не видел нынешнего состава волжской команды — есть ли в нем Масленников? Было бы неплохо встретиться вновь…
В любом случае, противостояние Тюмень — Нижний Новгород обещает быть весьма интригующим. Как в добрые старые времена.
Окончание следует.
***
фото: