«Частный сектор» не хочет на окраину
— Специалисты, а здесь все улицы? — громко спрашивает пожилая женщина, глядя на разноцветную карту Тюмени.
— Да.
— А где улица Бабарынка?
— Снесли! — слышится из зала.
— Да я знаю… А где она должна быть? — не унимается любопытная горожанка.
Eе интерес понятен тем, кто пришел во вторник вечером в актовый зал Калининской администрации на обсуждение генерального плана Тюмени.
В понедельник, вторник и среду в городе проходили официальные публичные слушания.
11 апреля в зале помимо организаторов собралось человек пятьдесят. Немного, если знать, сколько живет в нашем городе. Хотя, как Заметил директор департамента градостроительной политики Олег Бузников — главное действующее лицо этого вечера, — обсуждение проекта длится уже три месяца (с тех пор, как разработчики из Санкт-Петербурга прислали первый вариант генплана). Более 15 тысяч человек приняли участие, а в департамент поступили две тысячи предложений.
Eсли прислушаться, то в зале только и говорят, обнаружили люди свой участок на карте или нет и какого он цвета.
— Нашли себя? — интересуется сидящий за мной мужчина в очках у своей соседки.
— Да, — довольно ответила она.
— Ну и как?
— Желтенькие!
Сначала я не поняла, почему люди так настойчиво интересуются цветными кусочками плана города. Но когда началось обсуждение, все сразу встало на свои места. Оказалось, что в зале собрались практически все живущие в частном секторе. А перспективные участки индивидуального жилого строительства обозначены на карте желтым.
Но некоторых карта все же ввела в заблуждение (причем по вине организаторов слушаний).
Вопрос из зала:
— А если на карте участок обозначен желтым, но там строят многоэтажные дома. Это нарушение генплана?
— Да, конечно, — подтверждает Олег Бузников. — Ведь генплан -это закон, по которому предстоит развиваться городу в ближайшие несколько десятков лет.
— Тогда почему наш район улиц Садовая, Толстого, Пугачева, который на вашей карте обозначен желтым, застраивают многоэтажками?
— Eсли вы обратите внимание на другую карту (это последний, исправленный разработчиками вариант), то увидите, что этот участок закрашен вперемешку с розовым. Следовательно, можно строить невысокие многоэтажные дома, — попытался разъяснить ситуацию Бузников, указывая на нужную карту.
Но его объяснения после первых же слов потонули в горьких усмешках и комментариях публики: мол, пути отступления чиновники подготовить успели…
Несмотря на то, что Олег Бузников призывал выступающих задавать вопросы о генплане в целом ( собрались обсуждать план, а не проблемы отдельных тюменцев), людей больше интересовала собственная судьба. Особенно частного сектора.
Горожане недовольны, что их насильно пытаются переселить из родного деревянного дома с цветниками и огородами неизвестно куда. Не одно поколение выросло «на земле». И вот привезли новый генплан, который велит строить на месте цветущего палисадника высотку. Взамен предлагают компенсацию, которая, по словам жителей, несоизмерима с современными ценами на жилье.
«Как нам быть?» — вопрошают присутствующие начальника городской архитектуры.
Но Бузников во всем поддерживает генплан, советуя людям не упираться и брать компенсации: «Eсли на вашем участке предполагается многоэтажная застройка, а вы хотите сохранить дом, то наверняка (если вы собственник земли и недвижимости) предложат участок в районе предполагаемой индивидуальной застройки. По новому генплану таких районов предполагается 22. Переносите туда дом и живите».
Однако зоны частного строительства — окраины, а люди живут если не в центре Тюмени, то недалеко от главных улиц. Им же предлагают уехать в Комарово, на Верхний Бор, в Казарово. Несправедливо, считают эти горожане.
Говорят еще про один предполагаемый район индивидуального строительства — золоотвал у ТЭЦ-1. По генплану зона закрашена желтым цветом. Следовательно, быть коттеджному поселку. Однако это место у экологов вызывает сомнения. Вот и на публичных слушаниях председатель комитета по экологии Людмила Могутова предложила изменить функциональное назначение золоотвала. Нельзя здесь жить людям. Мало того, что тяжелых металлов в зольнике предостаточно, так и грунт ненадежный.
Людмила Михайловна внесла предложение разбить на этом месте дендропарк. Но в который раз Бузников идею не поддержал: «Вы можете внести свои предложения, но вряд ли разработчики за две недели до апрельского заседания городской Думы успеют внести в проект коррективы. Я в этом не уверен».
Когда вопросы у населения иссякли, все разошлись. Только представители администрации ушли убежденными, что новый генеральный план — хороший закон, который теперь надо соблюдать. А многие горожане ушли, полные переживаний за собственный дом.
***
фото: Несчастный памятник архитектуры по ул. Комсомольской