Высокое напряжение для кошелька
Тюменские энергетики не намерены отказываться от идеи резкого повышения тарифов.
Напомним, в начале января руководство Тюменской энергосбытовой компании предложило повысить на семь процентов тариф на электроэнергию. Это известие вызвало бурю протеста среди нефтяников, поскольку грозит им серьезными убытками. Руководители пяти крупнейших нефтяных компаний даже выразили свое возмущение в специальном письме, направленном в адрес губернаторов Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры.
После этого ситуация, образно говоря, «ушла под ковер», то есть ее публичное обсуждение полностью прекратилось. Даже на совещании, которое 3 апреля провел в Тюмени Петр Латышев, полпред президента России в УрФО, вопрос о тарифах на электроэнергию вообще не обсуждался.
Между тем, выглядело это достаточно странно. В одном зале собрались руководители РАО «EЭС России» во главе с Анатолием Чубайсом и губернаторы субъектов РФ, входящих в Уральский федеральный округ, а вопрос, волнующий всех без исключения, вопреки ожиданиям не рассматривался. Участники совещания предпочли сосредоточиться на обсуждении планов развития энергетики на более отдаленный период — на ближайшие десятилетия.
И только 4 апреля на встрече с журналистами, которой завершилась Уральская энергетическая конференция, удалось выяснить позицию энергетиков. Eе изложил Андрей Шишкин, генеральный директор Территориальной генерирующей компании-10, подразделением которой является Тюменская энергосбытовая компания.
— Дело в том, что в конце 2005 года тарифы устанавливались для энергосистем, разделенных на разные подразделения. Поскольку мы проходили через этот процесс в первый раз, то появился тарифный небаланс. Он составил 3,2 миллиарда рублей. Понятно, что эти деньги мы должны взять на рынке, в частности за счет повышения тарифов, — сказал Шишкин.
Энергетики сами признают, что «тарифный небаланс» стал прямым следствием проводящихся в их отрасли реформ. К сожалению, в современной России уже появилась печальная традиция — любые реформы у нас начинаются с резкого повышения цен. Между прочим, россияне-то ждут совсем другого — качественных и дешевых услуг, а им сейчас, по сути дела, говорят: «Заплатите побольше за то, чтобы мы смогли оказывать вам те же услуги, что и прежде». Странно получается!
Поскольку на той же пресс-конференции присутствовал начальник управления Федеральной антимонопольной службы РФ по контролю и надзору в ТЭК Александр Пироженко, журналисты не упустили случая поинтересоваться его мнением о тарифной политике Тюменской энергосбьгговой компании. Прозвучавший ответ их разочаровал.
— Все вопросы, связанные с установлением тарифов и конфликтных ситуаций вокруг них, находятся в компетенции Федеральной службы по тарифам. У нас нет полномочий для того, чтобы заниматься этими проблемами, — заявил Александр Пироженко.
— Я хочу еще раз напомнить, что в начале 2006 года тариф не был повышен по сравнению с 2005-м. Eсли учесть инфляцию, то для потребителей он оказался ниже прошлогодних цифр. Сегодня фактический тариф меньше пределов, установленных ФСТ, — вмешался в разговор Андрей Шишкин.
Любимый довод энергетиков: «Тариф сильно отстает от реальной инфляции». Однако представители РАО «EЭС России» забывают о том, что, пытаясь догнать инфляцию, они ее же и подстегивают. Как только подорожает электричество, подорожает добыча углеводородного сырья, которое «все на электричестве», и тут же нефтяники поднимут расценки на топливо. В итоге импульс, родившийся от повышения тарифов на электричество, вернется к самим энергетикам, когда им придется закупать газ для своих ТЭЦ по завышенной цене. Тогда прощай установившееся было в стране равновесие цен — и здравствуй новый виток инфляции. По замкнутому кругу взаимного повышения тарифов наши энергетики с нефтяниками способны догонять друг друга до бесконечности. Весь вопрос в том, а выдержит ли это страна? Выдержат ли наши с вами кошельки?
НА СНИМКE: электрическое сердце Тюмени — турбинный зал ТЭЦ-2
***
фото: