X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Есть на что приятно посмотреть…

Это я так думаю о выставке, которая посвящена пятнадцатилетию компании ЛУКойл.

Выставка открылась в сре Койл, дай бог ему здоровья, от скромности не умрет. И выстроил замечательную нефтяную пирамиду от первых промыслов государства Российского, что усилиями разноплеменных промышленников были созданы в Баку, до собственного королевства с тремя столицами -Лангепас, Урай, Когалым (отсюда, напомним, если кто забыл, ЛУКойл).

Мне рассказали, что над выставкой работали специалисты музея вооруженных сил. Оно и видно — безупречная выстроенность, тщательный отбор, редкая изобретательность и находчивость в достижении замечательных экспонатов. И достаточно тонко и убедительно ведут тебя, зрителя, от первых деревянных нефтяных колодцев и неуклюже раскоряченных буровых, до победной роли отечественных промыслов «черного золота» в Великой Отечественной войне и выходе нашей страны в космос… Даже фрагменты клепаных емкостей для нефти, переживших сражения на «Голубой линии» (Северный Кавказ), даже оригинальные портреты первого наркомтяжпрома Серго и Сергея Кирова, воевавшего за Кавказ еще в гражданскую войну, — все это создает атмосферу достоверную и убедительную.

А теперь я коснусь еще одного небольшого стенда. Кусочек карты с чернильным пятнами — предположения о нефтяных месторождениях, служебное удостоверение и портрет вполне еще молодого человека…

Этот человек, столь много предугадавший и обещавший, оказался впоследствии забытым. Eго не то чтобы стерли из истории, а просто отодвинули в сторону.

Эта несправедливость заметна даже на стене музея нефти, газа и геологии в Ханты-Мансийске. Там укреплены бронзовые звезды в память о тех, кто внес наибольший вклад в превращение таежного края в главный топливный регион страны. Eсть геологи и нефтяники, есть партийные работники. Недостает только имени, которое по праву должно стоять в первой строке.

Вот это имя: геолог Виктор Васильев, составивший карту естественных выходов нефти в Среднем Приобье еще в 1935 году. Эту карту писатель Константин Лагунов в конце шестидесятых годов прошлого века обнаружил в спецхране одного из ведомственных архивов.

Вот что писал Лагунов о забытом геологе: «На карте черные пятна, отмечающие выходы нефти, раскиданы там, где впоследствии и были застолблены крупнейшие нефтяные месторождения. Здесь же покоилась телеграмма, посланная из Сургута в 1934 году, утверждающая, что нефть на реке Юган есть. И в том же году написанная статья «К вопросу о нефтеносности Обь-Иртышской области» (Обь-Иртышская область в январе 1934 года выделена из состава Уральской области, а в конце того же года вошла в Омскую область. — Авт.) и многие другие документы, свидетельствующие о том, что геологоразведочные экспедиции молодого талантливого геолога Виктора Васильева в 1934-1936 года не только сделали самый первый шаг к нефтяным кладам Западной Сибири, но и подтвердили прогноз Губкина о нефтеносности восточного Зауралья, сформировали в его пользу общественное мнение».

Константин Лагунов цитирует отчет геолога Васильева, озаглавленный: «Геологическое строение северо-западной части Западно-Сибирской низменности и ее нефтеносность» (М., 1946).

И вывод, добрый не за письменным трудом, а в полевых условиях, в болотных топях, где приходилось строить буровые станки из бревен и бурить при помощи лебедок, практически вручную: «Нефть и горючий газ в недрах Западно-Сибирской низменности есть», и она в ближайшее время «превратится в одну из нефтяных областей Советского Союза».

Во второй половине тридцатых годов, в 26 лет, Виктор Васильев -управляющий трестом «Союзгазразведка». По следам его первой экспедиции пошли в тайгу другие -многочисленные и хорошо снаряженные.

Потом была война, а геолог Васильев по неизвестной причине «переведен на другую работу». Позднее он занимался геологическими поисками в Монголии. После войны, по невыясненным до сих пор причинам, поиск углеводородов за Уралом был сориентирован исключительно на южные районы Урала и Западной Сибири.

И подумалось: если рядом со звездой Эрвье появится звезда Васильева, тогда, может быть, завершится давний спор, давнее противопоставление имен двух первооткрывателей, которое так долго смущало умы современников, оскорбительно ранило самолюбие геолога Эрвье, вынужденно задвигало в тень другое имя и заставляло умалчивать о том, что совершил в тридцатые годы геолог Васильев…

***
фото: Виктор Васильев

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта