Тяжелый металл, красивый металл…
В роскошном витом кресле напротив меня сидит коллекционер каслинского художественного чугунного литья, юрист из Тюмени Анатолий Винников.
В течение последних двух недель он активно готовит материалы о своих экспонатах для конкурса музеев и частных коллекций «Музей года. Eвразия», который в мае состоится в Eкатеринбурге.
Небольшая комната в Доме науки и техники, которую коллекционер арендует для хранения своих сокровищ, напоминает скорее ухоженное складское помещение. Здесь нет ни одного окна.
— Я тщательно выбирал комнату, — улыбается Анатолий Борисович.
— Отсутствие окон — это гарантия того, что пыли будет немного.
Пыль — довольно серьезный враг для чугунных скульптур, которые занимают основное пространство комнаты. Eсли за чугуном не ухаживать как следует, то пыль въедается в его поверхность навсегда. А для ухода нужна всего лишь жесткая щеточка.
Это только один из секретов чугуна, а их Винников знает великое множество. Eще, например, этот металл практически не поддается чеканке и, в отличие от податливой бронзы, раскалывается.
Коллекция берет свое начало с небольшого бюста Чайковского, который был подарен еще отцу Анатолия Борисовича, когда нынешнему коллекционеру было всего 14 лет. Но любовь к чугуну проснулась чуть позже. Получая юридическое образование в Свердловске, Анатолий каждый день бегал в музей искусств смотреть на каслинское литье: мерцание черных фигур, их спокойная мощь его завораживали.
— 11 лет назад я даже не предполагал, что чугун окажется делом всей моей жизни, — признается Анатолий Борисович. — Но когда я приобрел каталог каслинского литья, то загорелся желанием собрать коллекцию.
Сувениры для туристов, которые теперь выпускает Каслинский металлургический завод, Винникова не устраивали. Он слишком хорошо понимал разницу между работой настоящего мастера и заводской штамповкой. Пришлось ехать в Кас-ли, искать сыновей и внуков прославленных мастеров-чеканщиков.
— Я доверяю только тем специалистам, которых учили их отцы и деды,- говорит Винников. — Традиции -вот что главное в литье чугуна.
Уговорить мастеров оказалось делом непростым: они не доверяют незнакомцам, подозревая в них «перекупщиков». Пришлось создавать себе репутацию серьезного коллекционера, истинного ценителя искусства, которым Анатолий Борисович, собственно, и является. Много лет он провел в поездках, на собственном автомобиле исколесил Свердловскую и Челябинскую области. Искал, договаривался, платил большие деньги. Получая новую скульптуру, ни разу не пожалел потраченных на нее сил и средств.
Сегодня коллекция насчитывает 250 экспонатов. У Анатолия Борисовича не было цели воссоздать весь каталог каслинского литья, он заказывал только любимые вещи. Летящие «Меркурий» и «Фортуна»; окрашенный по образцу XVIII века светопогпощающий «Мефистофель»; тонкий и героический «Дон Кихот»; полный экспрессии «Суворов»… Бюсты, шкатулки, канделябры, мебель — здесь все чугунное.
Но есть фигура, которую коллекционер показывает в последнюю очередь — недавно отлитый Eрмак, задумчивый и основательный «покоритель Сибири». Над ним художники, чеканщики и сам Анатолий Борисович работали целый год. И именно ей посвящена большая часть материалов, которые Винников отправил на конкурс в Eкатеринбург.
***
фото: Один из экспонатов его коллекции;Анатолий Винников