Гейша — женщина или шоколад?
Артур Голден. «Мемуары гейши», «Столица-принт», 2005.
Об авторе. Я испытала чувство некоторого недоверия, когда прочитала на обложке «Мемуаров гейши» имя амереканского писателя Артура Голдена. Уж слишком часто неяпонские авторы стали замахиваться на романы о жизни Страны восходящего солнца. А результаты их трудов, как правило, огорчают: дух и запах Японии, который сквозит в книгах Мисимы и Акутагавы, передать не удается. Трудно вникнуть в чужой менталитет. Несмотря на то, что Голден хорошо владеет японским языком и имеет ученую степень по истории Японии, ему этого тоже не удалось. Не цветут в этом романе сакуры, не летят журавли.
О книге. Зато если отвлечься и перестать искать в романе аутентичность, то можно получить истинное наслаждение от чтения.
Слово «гейша» в последнее время стало четко ассоциироваться с наборами шоколадных конфет. И это правильно, ведь рекламный слоган шоколада — «вкус мечты». Настоящие японские гейши действительно дарили мужчинам их мечты, были женщинами для праздника, умеющими правильно поддержать разговор на любую тему и красиво разлить саке.
А вот то, о чем мечтали гейши, никого не интересовало. Они были прекрасны, а их труд — почетен. Но были ли они счастливы? Увы, чаще всего нет.
Главная героиня романа, одна из самых знаменитых гейш XX века Нитта Саюри, прошла нелегкий путь от маленькой девочки, фактически проданной в рабство до зрелой и прекрасной женщины, преуспевшей в своем изысканном искусстве. Все было на этом пути: обиды и унижения,’ обман и предательства. Но была и любовь, которая помогла пережить все это.
«Мемуары гейши» — это своего рода экзотический дамский роман. С другой стороны, это отличная энциклопедия, способная открыть любому желающему законы, по которым жила Страна восходящего солнца еще совсем недавно, и показать большой пласт японской культуры европейцам.
Это, действительно, роман о совершенно другой жизни, дверь в иной мир, принадлежащий одним мужчинам. Мир, где женщины никогда не говорят того, что думают, а только то, что от них хотят услышать, что положено говорить. Они двигаются от рождения к смерти по заранее определенной дороге, и вероятность свернуть с нее — ничтожна…