Искусство, рожденное из хлама, или Как поймать за хвост… осень
«Квази-рэди-мэйд». Впервые услышанная эта словесная конструкция показалась мне каким-то термином из марсианского языка.
На самом деле оно означает составление композиций из… мусора. То есть, из тех вещей, которые мы привыкли считать мусором: сломанные очки, расплющенные банки из-под «пепси», проволочки, оторванные пуговицы… Люди выбрасывают их из дома за ненужностью. Отслужили часы свою службу — ремешок порвался или больше не тикают — так зачем они нужны?
Eсли же взглянуть на такой хлам иначе, то он может стать замечательным материалом для творчества. Только вы внимательнее смотрите и подключите фантазию. Например, как Николь Бельская.
Студентка филфака, второкурсница — вот все, что я знала о ней, когда договаривалась о встрече. «Она особа довольно замкнутая», — предупреждали знакомые. Но они ошибались.
— Может, прогуляемся? Пойдемте во дворик с фонтаном, — предложила кареглазая девушка в черном берете с причудливой металлической бабочкой (как я узнала впоследствии, бабочку Николь нашла среди опавших листьев и сначала приняла за настоящую).
Ветер почти не залетает в маленький дворик, со всех сторон укрытый стенами, а деревянные скамейки с облупившейся краской даже в промозглый день кажутся теплыми и уютными. И разговаривать тоже легко и тепло.
«Когда вещи уходят от людей, они лишь освобождаются от той роли, которую им навязывает человек, становятся свободными. У них есть душа, поэтому в своих инсталляциях я оставляю их такими, какими нашла, могу даже не чистить от уличной грязи», — говорит Николь.
Любимое дело нашло ее пять лет назад, но полное осознание и понимание того, чем она занимается, пришло не так давно.
«Во всех вещах стараюсь видеть положительную энергетику. Даже в сломанных очках на мостовой. Моей первой инсталляцией были именно очки. Вместо стекол вставила в оправу причудливо переплетенные проволочки. Смысл в том, что в таких очках у человека меняется взгляд на мир».
Изготовление инсталляции — это не просто процесс, а целая история, которая часто переходит на бумагу и становится рассказом. Так получилось с «Хвостом осени».
«У меня в квартире очень долго валялся обычный черный зонт. Eго забыл мой друг, а я все никак не могла собраться и вернуть владельцу».
Спустя какое-то время друг пригласил меня на день рождения. Это был конец осени. С огромным мешком я пошла на площадь и насобирала ворох опавших застывших листьев. Дома они оттаяли, квартира наполнилась ароматом настоящей осени. Покрыла их лаком для прочности, на проволочках подвесила к каркасу этого старого аксессуара и добавила бусины. Получился замечательный осенний зонт. Прямо под ним я вышла на улицу и отправилась на день рождения. Прохожие оглядывались удивленно, а мне было так весело. Помню, мимо проезжал автобус, все пассажиры прилипли к окну. Даже бабушка на остановке оценила выдумку».
Квартира Николь — настоящий музей странных вещей. Здесь сломанный детский велосипед, старые мишени, есть даже помпезная рама с обрывками картины внутри. Но особая любовь — к всевозможным металлическим штуковинам. «Наверное, передалось от родной тети, она работает в музее», — улыбается Николь. Каждый день появляются новые и новые экспонаты. Бывает, что-то дарят друзья, это особенно приятно.
«Не знаю, что будет дальше, но пока я не представляю себя без своего увлечения, — оживленно и в то же время с задумчивостью говорит девушка, — для меня это путь к самоосвобождению».
***
фото: Инсталляции Николь.;Инсталляции Николь.