X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Куда конь с копытом, туда и рак с клешней

Здравствуй, немытая Россия. К тебе приехал ревизор.

Точнее, ревИзор, как называет его пахан Городничий в спектакле Николая Коляды. В дыре, где живут гоголевские герои, речь дикая, и нравы дикие.

Спектакль показали в программе фестиваля «Золотой Конек».

Неподготовленного зрителя этот «Ревизор» шокирует. На сцене грязь, пьянь и рвань. Анна Андреевна причитает, как побирушка, Марья Антоновна забавляется с голым пупсом. Чиновники мочатся на забор. Водку хлещут стаканами, разливая из самовара.

Хлестаков на фоне уездного варварства смотрится чистеньким мальчиком из приличной семьи. Но он не брезгует грязью. Eму все равно: что грязь, что деньги, что бабы, что свиньи. Хлестаков, каким играет его Олег Ягодин, поразительно равнодушный. Пресыщенный до такой степени, что уже ничем не проймешь.

Меня тоже не проймешь. Слишком много читала и слышала о постановке Коляды, слишком сильно желала увидеть. И не случилось потрясения. Наверное, лучше быть неподготовленным зрителем.

Первый акт затянулся. То, что поначалу казалось смешным, тяготило повторами. Я устала от рыка Городничего (Сергей Федоров), заунывного пения Анны Андреевны (Тамара Зимина), разнобоя в игре (одни актеры донашивали форму задубелого драмтеатра, другие лихачили по-любительски).

Приятным исключением стал Осип Геннадия Ильина. Куда бы он ни перемещался, взгляд тянулся за ним, хотелось слушать только его: пусть говорит, пусть, от такого невозможно оторваться, забудешь и про часы, и про трусы.

Финал пропал. Голые Бобчинский и Добчинский, забрызганные грязью, проблеяли что-то про ревизора. Ну и?

«Коляда-театру» предстоят московские гастроли. Надеюсь, на сцене Центра имени Мейерхольда «Ревизор» пройдет удачнее.

Новосибирский «Глобус» привез «Семейные истории» по пьесе сербской журналистки Биляны Срблянович. Это вторая российская постановка пьесы, первая осуществлена в «Современнике». Московскую постановку под названием «Мамапапасынсобака» вы, возможно, видели в телеверсии. Новосибирцы оставили оригинальное название. Разве чуть-чуть изменили: «елейные истории».

Режиссер Алексей Крикливый задействовал молодых актеров, свежеиспеченных. Когда видишь их вблизи, понимаешь, что свежесть — обязательное условие.

Взрослые играют детей, которые играют во взрослых. Задача осложнена тем, что возрастные границы, достаточно четкие в начале спектакля, постепенно размываются. И уже не понятно, где детская фантазия на тему взрослой жизни, а где собственно взрослая жизнь. Питомцы города, разрушенного войной, — это может быть не только Белград — рано узнали смерть и не лучшие стороны человеческой натуры, рано потеряли родительскую любовь. Биологически они незрелые, но дано ли им созреть, приблизиться годами к опыту, который приобретен преждевременно?

Утешительно думать, что эта история нас не касается, что наши обстоятельства другие, а там (не здесь) война виновата. Eсли бы так, мир за пределами Сербии не узнавал бы в героях «Семейных историй» себя, свое детство, свою взрослость. Пьеса Биляны Срблянович идет на многих сценах.

Сургутский музыкально-драматический театр тоже сделал ставку на молодость. Но эффект другой. Шикарно одетый и обутый «Сирано де Бержерак» наводит на мысль, что это представление затеяли только затем, чтобы пустить пыль в глаза. Даже буквально ради пыли, которая летит от бессмысленной, ничем не оправданной беготни. Похвально, что актеры внятно читают стих, кувыркаясь и прыгая, далеко не каждый профессионал сумел бы сохранить ровное дыхание, пройдясь колесом от кулисы до кулисы. Но только это и похвально.

Сургутяне пригласили педагога по сценречи из Российской академии театрального искусства, тот честно отработал гонорар. Приятно слушать текст Ростана. Правда, когда читаю его в книге, впечатление не хуже.

А тут, получается, книга с картинками. Богато иллюстрированное издание. Роксана (Юлия Мацюрак), Кристиан (Федор Головин), Ле Бре (Никита Люшненко), граф де Гиш (Аркадий Корниенко), Лиза (Татьяна Конева), да и все персонажи, не исключая Сирано (Иван Косич-кин) с его ненатуральным носом, красивы до неприличия. Весь спектакль, все четыре часа думаешь: где набрали таких рослых, стройных, миловидных, большеглазых, в каких оранжереях вырастили?

И возникает еще одна догадка (за четыре-то часа много чего нагадаешь, в параллель бессодержательному сценическому действию): сургутянам хотелось поиграть в аристократию. Вот, поиграли.

***
фото: Сцены из спектакля «Ревизор».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта