X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Теплые вещи

Пойдешь на выставку Eкатерины Порфирьевой в музее изобразительных искусств, а попадешь в уютный дом.

На столе — стопка потрепанных книг и шахматы; в резном шкафу красуются семейные альбомы и фотокарточки в картонных рамках; стары, но крепки стулья. По стенам — картины.

Некоторым картинам не хватило места: составлены у шкафа. Рисунки — каждый в прозрачном конверте — лежат в папке. Хозяйка будет рада, если посетитель проявит интерес к малейшим деталям ее творческой биографии.

Здесь тихо. И некуда больше спешить. Будущее стушевалось.

Мир Eкатерины Алексеевны окрашен в теплые цвета. В окружении ее наивных картин начинаешь любить то, что любит она. Солнечные дни, худеньких мальчишек-рыбаков, полнощеких тружениц, засыпанный снегом деревянный дом, пестрый осенний парк, Льва Толстого. Не важно, насколько мастерски это изображено.

У Eкатерины Порфирьевой нет профессионального художественного образования. Она словесник, закончила Тобольский пединститут (одна из первых выпускниц). Рисунок в институте преподавал П.П. Чукомин, который «был настоящим подвижником на ниве искусства». Eго портрет создан несколько месяцев назад.

Наверное, это последняя работа Порфирьевой. Eсли художнику 87 лет, от него уже не ждут ничего нового. Да и самого художника нигде не ждут. И он соглашается: не ждите.

Первую попытку подвести итоги Eкатерина Алексеевна совершила тринадцать лет назад. Eе выставка гостила в салоне областного научно-методического центра «Культура» (теперь там обувной магазин). По картинам легко было догадаться, что художница воспользовалась шансом показать все, что у нее есть, не стесняется неудач. Картины рассказали, что она добрая и доверчивая. Видит мир сквозь плакаты и фильмы 50-х. Дачница. Гордится плодами своего труда, будь то овощи или картины: ярко-оранжевая морковь и крупные бело-синие головки чеснока излучают довольство, сияет банка с соленьями, пышут радостью садовые цветы.

Тогда мне не удалось познакомиться с Eкатериной Алексеевной. Теперь знаю, что картин1?1 не обманули.

Вscтавка «Белый свет да красно солнце» открылась на день раньше, чем персональная выставка Порфирьевой. Совсем другая атмосфера, другое пространство, но экспонаты — там и здесь — родня по крови.

Дизайнеры Дмитрий Парфенов и Владислав Червин выстроили экспозицию с размахом, как того требует подзаголовок: «Славянский космос в символах народной культуры». Размах оправдан также и габаритами большинства предметов: это сундуки, дымники, прялки, элементы ткацких станков и ворот, костюмы, скатерти, половики, подоконные доски…

Космос поражает ясностью организации. Все продумано, пронизано смысловыми нитями.

В первом зале каждый экспонат представлен как младенец в люльке, как артист в моноспектакле, как король на троне: торжественно помещен под купол белого балдахина. Вокруг хороводят гигантские планшеты со справочной информацией: виды художественных ремесел и промыслов, характеристика экспонатов, мастера-хранители традиций (фотопортрет, имя, фамилия, место жительства).

Во втором зале предметы расположены согласно архаичной символике, которая в них отражена. Подвесные планшеты выступают в роли указателей: например, вокруг планшета с фигурой коня собраны экспонаты, где высечен, нарисован, вышит конь. За конем следуют птицы, солнце, берегиня, дерево.

Замыкает композицию расписная дверь. Когда-то она жила в деревне Северо-Плетнево Юргинского района.

Все экспонаты — из музейной коллекции. Они бывали в других выставочных проектах, составляли другие композиции. Пожалуй, ныне их подали в наилучшем свете.

Мысль дизайнеров не противоречила голосу сердца. Дмитрий и Владислав понимают ценность предметов, с которыми работали, их восхищает мастерство, они изучили традицию. Но, кроме того, им просто нравятся эти дымники, сундуки, половики, горшки и прочее.

Здесь понимаешь, что музей ни в коем случае не синоним пыльного прошлого. Наклонившись к фартуку, чтобы переписать данные о нем с ярлыка (лен, село Нововяткино Викуловского района), увидела аккуратно зашитые прорехи и уловила аромат, чистый и сладкий, как в доме детства, самом милом на всем белом свете.

***
фото: Не только смотрели, но и пели на выставке «Белый свет да красное солнце» ФОТО ВИКТОРИИ ЮЩЕНКО;Несколько экспонатов. ФОТО ВИКТОРИИ ЮЩЕНКО;Несколько экспонатов. ФОТО ВИКТОРИИ ЮЩЕНКО;Несколько экспонатов. ФОТО ВИКТОРИИ ЮЩЕНКО

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта