X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Смерть кладбища, жизнь кладбища

Текутьевское кладбище умерло. Неполные две сотни оставшихся под присмотром могил, около полутора процентов от официального числа захоронений (думается, что на самом деле соотношение другое, в пользу заброшенных) этого факта отменить не могут. Что мы имеем в результате сейчас, через 44 года после официального закрытия Текутьевского?

Eсли желаете, посмотрите сами. От остановки «ул. Холодильная» пройдите метров двести в сторону погребальной конторы, а потом через дыру в сетчатом заборе — на кладбище. Слева и справа — ржавые безымянные памятники. Разрушенные надгробья. Горы пластиковых бутылок. Поваленные огромные деревья… Мерзость и запустение в том месте, которое, по сути, должно быть хранилищем исторической памяти о прошлом нашего города. Отдельные вкрапления обихоженности — мемориал Машаровых, отреставрированный инспекцией по охране памятников два года назад, сути не меняют. Да и здесь заметно, что «дежурный присмотр» не заменяет нормального семейного ухода.

Грязные убитые тропинки свидетельствуют, что какая-то жизнь бьет ключом и в нашем некрополе, городе мертвых. Доносятся звонкие мальчишечьи голоса. Потом раздается топот ног. Девять подростков от десяти до пятнадцати лет, сопровождаемые дворнягой, проносятся мимо. Целеустремлены. Сосредоточены. Мрачно серьезны. «Тимуровский» десант или подрастающая бандешка? От чего бегут? Куда стремятся? Чем заняты в этом месте, заваленном мусором и обломками деревьев?

Я понимаю, что отношение в городе к идее благоустроительных работ на Текутьевском кладбище неоднозначное и скорее опасливое.

Опасливое — оттого, что многие еще помнят бульдозерную эпопею двадцатилетней давности. Когда действия властей вызывали бурные протесты, а протесты лишь ускоряли и провоцировали поспешный снос захоронений.

Неоднозначное — во многом потому, что многие видят издалека очаровательную стену зелени, не задумываясь, что за нею скрывается. Многие коренные жители Тюмени, конечно, предполагают, что именно здесь покоятся их предки, жившие между 1885 и 1962 годами. И даже позабыв конкретные могилы, все же возмутятся, если вдруг по этим неточно обозначенным местам пройдет железная лопата бульдозера. Это все верно, и это все правильно. Не считаться с этим чувством, не уважать его нельзя. И мало что стоят противу народной памяти упреки в недостатке всеобщего внимания к отеческим гробам.

Значит, и это должно быть учтено теми, кто планирует изменить облик и состояние Текутьевского кладбища. Потому что оставлять его в нынешнем виде — тоже нельзя. Текутьевское кладбище сегодня — еще большее оскорбление памяти тех, кто был до нас.

Позволим себе сделать несколько предположений относительно будущего этой территории. Может быть, лучше, чтоб на месте раздавленных временем могил, заваленных остатками ржавых оград, был мемориальный парк с расчищенными дорожками? Чтобы стандартные и аккуратные плиты с фамилиями и датами (вместо кособоких и ободранных железных конструкций) обозначали места упокоения не только местных знаменитостей, но и рядовых тюменцев? Эти люди жили на этой земле, имена их не должны исчезнуть бесследно. Кладбище — вечно живая история города. Eе можно перелистывать бесконечно.

Писатель Аксаков некогда обращался к жившим ранее: «Вы не великие герои, не громкие личности, в тишине и безвестности прошли вы свое земное поприще и давно, очень давно его оставили, но вы были люди, и ваша внешняя и внутренняя жизнь так же исполнена поэзии, так же любопытна и поучительна для нас, как мы и наша жизнь, в свою очередь, будем любопытны и поучительны для наших потомков».

Добавим от себя: если, конечно, мы подадим своим потомкам достойный пример отношения к предшественникам.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта