И каждый вечер был неповторим…
27 мая, день шестнадцатый
Последним спектаклем в нон-стопе «Золотого Конька» стала постановка французского театра из Марселя «Коричные лавки».
Понимать смысл спектакля на французском языке — дело довольно сложное. Поэтому перед тем, как разошлись кулисы, все зрители получили небольшие программки с подробным пересказом сюжета.
— Мы подумали, что программки — лучший выход из сложившейся ситуации, — объяснил директор драматического театра Владимир Коревицкий. — Какой-то попутный перевод, который мог бы звучать из динамиков, мы забраковали. Французская речь очень красива, жаль губить такое особенное впечатление, которое она создает. А программки — это очень удобно: сюжет постановки известен, остается только узнавать его.
Но, несмотря на то, что появление французских актеров на сцене тюменская публика встретила, уткнувшись в листочки с пересказом, каждый понял спектакль по-своему, на каком-то подсознательном уровне. Ничего удивительного — разобраться в мире фантазий и поэтических мечтаний главного героя спектакля Жозефа было бы сложно, даже говори он по-русски.
Но люди выходили из зала, улыбаясь. Для каждого зрителя спектакль получился очень личным: кому из нас не доводилось мечтать?
28 мая, день последний
Театральный день начался с открытия барельефа актеру тюменского драматического театра Георгию Ивановичу Дьяконову-Дьяченкову.
— Мы должны были сделать это гораздо раньше! — уверена актриса Анта Колиниченко. И, обращаясь уже к барельефу. — Мы тебя любим, мы помним о тебе!
Удивительное дело, но тюменцы больше любят сам театр, а церемонии награждения — меньше. Публику не привлекло известие о том, что на закрытии «Золотого Конька» будет выступать тюменский театр пластики «Eвропа».
Все 17 дней фестиваля залы (и драмтеатра, и филармонии, и «Ангажемента») были полны. А вот на закрытии конкурсной части и церемонии награждения зрители заняли всего ползала. Да и непричастных к организации «Золотого Конька» людей было крайне мало. В основном, актеры разных театров, режиссеры, спонсоры фестиваля и пресса.
Зато уж пресса была всякая: и печатные СМИ и работники наших голубых экранов. Было даже радио.
— Это кто, француз? — спрашивали друг друга зрители, показывая на человека в наушниках, сидящего в одном из первых рядов.
У сотрудника радио «Культура» во Франции Мишеля Сидорова русские корни. Он много путешествовал по разным странам, работая то на одной радиостанции, то на другой, пока не вернулся во Францию. Здесь познакомился с театром «Cosmos kolej», работу которого очень полюбил. С тех пор ездит с ними на все гастроли, делает о них передачи, помогает со звуковым оформлением спектаклей. Все это он сбивчиво рассказал на удивительной смеси русского и французского языков, поминутно прибавляя: «Замечательный фестиваль! Мне все понравилось!».
Жюри пребывало в некоторой растерянности: почти в каждой постановке, продемонстрированной на фестивале, было что-то свое, удивительное и достойное похвалы. Поэтому и победителей оказалось не семь, как задумывалось вначале, а гораздо больше: многие актеры были награждены специальными призами.
А вот и главные победители. Маленькая статуэтки в виде головы Конька-Горбунка за лучшую мужскую роль второго плана досталась тюменцу Сергею Белозерских, сыгравшему профессора Серебрякова в спектакле «Дядя Ваня». Лучшей актрисой второго плана оказалась Наталья Тищенко, исполнительница роли Собачки в удивительном спектакле новосибирского молодежного театра «Глобус» «Семейные истории». «Это моя первая награда!» — сказала молодая актриса.
За лучшую мужскую роль отмечен Николай Скрябин из города Озерска (комедия «Страна без людей»). По единодушному мнению жюри, лучшая женская роль — у тюменской актрисы Марины Слепневой («Дядя Ваня»).
Челябинский театр драмы не зря вез с собой семь тонн песка для спектакля «Оскар и розовая дама». В номинации «Лучшая сценография» победила Ирена Ярутис, придумавшая превратить сцену в… пустыню.
Сергей Пускепалис из Магнитогорска награжден за самую интересную режиссерскую работу — его хохмедию «Блин-2» мечтают еще раз посмотреть многие тюменцы.
В номинации «Лучший спектакль» боролись действительно сильные претенденты: магнитогорский спектакль «Блин-2», курганская «Лавина», «Сад признания» из Тамбова и «Ревизор» Коляда-театра из Eкатеринбурга.
И здесь мнение жюри оказалось единым — «Золотой конек» отправился в Eкатеринбург. И, заметьте, никто из зрителей не говорил потом, что решение жюри неверно!
***
фото: После спектакля французские актеры благодарят публику;Лауреат фестиваля Марина Слепнева;Был заслуженно отмечен и ее коллега по тюменскому театру Сергей Белозерских.