Семь тонн песка для одного спектакля
Привычная картинка пятого театрального фестиваля «Золотой Конек».
Зрители рассаживаются на свои места, удивленно поглядывая на работников тюменских СМИ, которые выстраиваются вдоль стен. Журналисты ждут начала спектакля, чтобы быстро и осторожно присесть на оставшиеся места.
Все первое отделение они озираются по сторонам, боясь, что появится запоздавший обладатель занятого кресла. Специальных мест для прессы на «Золотом Коньке» нет.
— Хорошо, что после первого отделения некоторые зрители уходят! — шутят журналисты.
22 мая, день одиннадцатый
Свердловский государственный академический театр драмы, который сыграл на сцене филармонии современную мистерию «Фауст навсегда», приятно удивил жюри.
Нет, дело не в самом спектакле, к нему-то как раз претензий было предостаточно. Просто обсуждение работы обычно выглядит так: критики усаживаются напротив режиссера и актеров только что отработавшего театра и разбирают постановку на плюсы и минусы. На слова жюри актеры реагируют всегда одинаково. Eсли их работу хвалят -смеются и аплодируют, если ругают — обижаются и тягостно молчат.
Свердловский же театр был рад и похвалам, и критике. Eго актеры понимают, что хорошую критику нужно уважать и ценить.
23 мая, день двенадцатый
Для того чтобы рассказать тюменцам историю 10-летнего мальчика Оскара, челябинский театр драмы имени Наума Орлова привез с собой семь тонн песка!
На спектакле «Оскар и розовая дама» первые ряды зрителей (и жюри в-том числе) старались дышать осторожно и в сторонку: мелкая песочная пыль едва ли не заставляла поминутно чихать. Член жюри Мимма Таллина наблюдала за происходящим, закрывшись носовым платком.
Страшно подумать, как потом этот песок убирали!
24 мая, день тринадцатый
Трагикомедия языка «Сад признания» театрального проекта Никиты Ширяева из Тамбова получилась для тюменцев настоящей языковой трагедией.
Перед началом спектакля Ирина Мягкова предупредила зрителей о том, что эта постановка -экспериментальная. Автор пьесы французский драматург Валер Новарика придумал для своего творения новый язык — ассоциативный. Можно не пытаться понимать его, лучше отключить мозги и активизировать интуицию.
Оказалось, что с интуицией у нашего зрителя туговато. Постановка была условно разбита на несколько небольших блоков. В паузах между ними публика откровенно почесывалась, вздыхала, а то и вовсе уходила из зала. Но те, кому удалось вникнуть в суть оригинального спектакля Ширяева, к концу представления уже смеялись. Видимо, абсурдность происходящего на сцене сделала свое дело — включила зрительскую интуицию.
Но главное веселье того вечера поселилось все же не в зрительном зале. Помните красивый черный рояль в фойе театра? Тот самый, на котором неизменно красуется табличка «Рояль не открывать и на нем не играть». По-моему, эта строгая надпись была проигнорирована впервые.
Перед началом спектакля гости фестиваля, актеры из других городов, устроили целый концерт, исполняя на рояле разные мелодии. Вокруг них образовался даже небольшой зрительный зал: пританцовывая и аплодируя, здесь радовались не только пришедшие на спектакль, но актеры и режиссеры тюменских театров.
25 мая, день четырнадцатый
Помню, как когда-то на премьере спектакля «Марьино поле» зрители плакали. Похожее щемящее чувство охватило публику в «Ангажементе» и в этот раз. Хотя было заметно, что актеры очень волновались и кое-где «смазывали» текст, горькое повествование о войне и судьбе поколений растрогало всерьез.
Видимо, не нужны нашей публике никакие оригинальные постановки. Им интереснее свое, родное и настоящее.