У моста на «Стреле» есть своя душа — люди
«Ловкинько залазишь-то», — Виктор Наавгуст подает руку и помогает забраться к себе, на платформу подъемного крана. Пока не зацепят балку, которую предстоит поднять, у него есть свободная минутка, чтобы поговорить.
«А чего вам рассказать? Вон молодежь бы расспрашивали. У их за день-то куча впечатлений, таких сказок вам наплетут. А для меня-то эта работа — обычная».
Виктор Григорьевич работает крановщиком двадцать лет. Сразу после армии, в 1983-м, поехал на БАМ, говорит, тогда было модно. Это были последние годы строительства магистрали. «К началу не успел, поздно меня мать родила, — вспоминает Виктор Григорьевич, — на БАМе научился строить, увидел хорошую технику, какой в центре страны не было. Там и освоил японский кран «като». На нем всю жизнь проработал. В 2003 году пересел на «гроф», но, что ни говори, «японец» роднее».
За сорок лет Наавгуст четырежды поменял место жительства. Родом из города Винница, жил в Тын-де и Волгограде. «Работа такая, не по своей ведь воле», — размышляет он. Сейчас родное гнездышко — Воронеж. Там семья — жена и двое детей. В том, что они тоже пойдут в мостовики, отец и не сомневается: «Куда денутся? У нас деды «в мосту» были, и жена там работала лаборантом. Помню, маленькими брал их с собой на стройку, чтобы привыкали, учились башню ворочать».
Виктор Григорьевич говорит, что крановщик — работа сложная. И не столько физически, сколько умственно. Мысль должна работать постоянно. К тому же хорошему рабочему необходимо стопроцентное зрение, чтобы четко видеть знаки-сигналы, которые подают.
Хорошее зрение помогает Виктору Григорьевичу и в другом. Он — заядлый грибник. Как-то собирал грибы и в тюменских лесах, но говорит, что с тайгой не сравнится, там «один гриб берешь, три видишь».
«Ну, хватит про меня писать, а то всю газету испишете». Рабочие зацепили балку. Больше на кране оставаться нельзя.
Познакомиться с Виктором Григорьевичем нам посоветовал другой крановщик — Валерий Юдин, когда мы приезжали на второе «окно». Тогда погода не благоволила мостовикам — было сыро и ветрено. Но рабочие, ежась от занудного дождя, утверждали, что это совсем не помеха.
Один из них, самый добродушный и улыбчивый — Юрий Бабко. Он — из электриков. В компании «Мост» работает два года. Утверждает, что самое важное в работе — это хороший коллектив. «У нас не бывает разногласий, ребята все очень хорошие. Да ведь сюда кого попало и не возьмут».
… Заметно, как преображаются лица людей, когда спрашиваешь о семье и доме. Вроде чужому человеку, а рассказывают. О затеянном ремонте, об огородах, о маленьких детях. Не говорят только, что скучают. Почти все уверяют, что привыкли к вахтовому методу и домой особо не тянет. Но такая теплота при этом в голосе и такая задумчивость, что все понятно без лишних слов.
А еще им важно знать и хочется слышать — наверное, как и любым рабочим, — что они делают нужное дело.
***
фото: