Сложность режиссерских замыслов
Разговор в холле Тюменского драматического театра перед началом очередного спектакля фестиваля «Золотой Конек».
— Интересно, сколько они зарабатывают денег на одних только программках? — спросил представительный мужчина у своей элегантной спутницы, глядя, как публика быстро раскупает черно-белые буклеты курганского театра.
— Искусство должно быть бесплатным, а зарабатывать можно и на программках. Цены на билеты-то низкие, — пожала плечами его дама и тоже купила глянцевую гармошку с перечнем актеров.
17 мая, день седьмой
— Неужели, действительно, есть города и деревни, где люди живут вот так? — спрашивали друг у друга зрители в антракте спектакля «Лавина».
Действительно, начало постановки произвело гнетущее впечатление. Дело даже не в игре актеров, материал попался сильный — пьеса турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу, которая рассказывает об особенностях жизни горцев, людей мужественных и терпеливых. А главное — подчиненных системе существования, которую диктует стихия.
Все первое отделение актеры курганского театра играли шепотом: их персонажи боялись, что от звука их голосов с гор сойдет снежная лавина. Поэтому ко второму отделению немногочисленные свободные места в первых рядах заняли зрители «с галерки», которые устали «напрягать уши».
Но надо знать литовского режиссера Линаса Зайкаускаса, чтобы понять: если в первой части спектакля актеры шептали, то во второй они непременно будут кричать.
У жюри в антракте было другое занятие. Ирина Мягкова и ее коллеги, подойдя к краю сцены, пристально рассматривали декорации. Говорили (тоже шепотом) о перспективе, делали критические поправки.
Не знаю, как другие, а я в тот вечер ушла из театра с чувством свалившейся с плеч горы. А может быть, даже и лавины. Потому что нас, зрителей, застал врасплох неожиданный, но такой приятный счастливый финал. Лавина сошла только с наших плеч, а с гор — нет.
18 мая, дань восьмой
— На «Дядю Ваню» меньше билетов покупают, — сказал мне кассир драмтеатра.
Вообще, как выяснилось, постановки родного театра не вызывают у тюменцев такого ажиотажа, как работы из других городов. Это, наверное, не удивительно: знакомого со школьной скамьи чеховского «Дядю Ваню» в постановке того же Зайкаускаса мы могли посмотреть и раньше. Более того, у литовского режиссера — свое, совершенно особенное видение мира, и не каждый зритель способен мыслить его категориями.
— Скучно, — призналась мне юная зрительница Eлена. — Я недавно читала Чехова, школьная программа требует. Я уверена, что этот писатель скучным не бывает. А сегодня мама привела меня на спектакль, и мне кажется, что в театральном «Дяде Ване» атмосфера должна быть другой.
Зато театральные критики (в том числе жюри), работу режиссера и актеров оценили довольно высоко. Оценивать — это все-таки их работа, а зрители зачастую идут в театр развлекаться.
19 мая, день девятый
Зал драматического театра оккупировали школьники — шла драма «На дне», привезенная театром юного зрителя из Республики Марий Эл.
Забавно слушать, как молодежь оценивает театральные постановки: больше всего их волнует расхождение сценического действия с текстовым оригиналом. А некоторые вспоминали, как в одном телесериале (кажется, это был «Зал ожидания» с Михаилом Боярским в главной роли) школьники тоже пытались играть горьковских героев. «У них тоже все получалось очень серьезно, не хуже, чем здесь».
20 мая, день десятый
Билеты на спектакль «Игрушки Бертрана» московского театра «ЧерноеНEБОбелое» невозможно было достать еще на прошлой неделе. Что поделаешь, нас привлекает все необычное, сулящее острые ощущения.
Для того, чтобы тюменцы вмиг раскупили билеты, хватило известия о том, что режиссер московского театра — ученый-физик. И я впервые увидела перед входом в театр людей, спрашивающих «лишний билетик».
Первое, что бросилось в глаза — очень яркий, контрастный свет: синий, красный, белый. Фотографы разных изданий застыли в недоумении — как снимать при таком освещении?
Все-таки физики — народ особенный. Над замыслом режиссера недоумевали не только фотографы, весь зал пребывал в состоянии легкого испуга и ступора. Очень эффектное зрелище.
Интересно, оценят ли произведенный на зрителей эффект члены жюри? До церемонии награждения остались считанные дни.