X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Ночь пожирателей музеев

Нет более скучного досуга, чем посещение музейных выставок. Таково устоявшееся мнение обывателей, которых на эти выставки кнутом не загонишь, пряником не заманишь.

И вот случилась «Музейная ночь».

Тюменцы ломились на выставки. Никогда прежде в залах музея изобразительных искусств и филиалов краеведческого музея не собиралось столько посетителей.

У ворот «Дома Машарова» стоял дворник с бляхой «Участок N 24» (номер не случайный, адрес музейного особняка — ул. Ленина, 24). В передвижном ларьке торговали снедью и напитками. Во внутреннем дворике самодеятельные артисты разыгрывали театральное представление. На веранде пили чай. Экскурсантов вели сквозь анфиладу, попутно рассказывая об экспонатах, обучая бальным танцам и этикету, развлекая музыкальными номерами.

Экскурсия стоила 75 рублей. От желающих — отбоя нет. Не верилось, что днем здесь царит тишина, редко нарушаемая шуршанием бахил. А ведь будничная программа не слишком отличается от праздничной.

В «Городской Думе» билет стоил дороже — 100 рублей. Это не остановило желающих поглазеть на кости, чучела, примитивные орудия труда и прочее. Кто бы мог предположить, что местных жителей так сильно заинтересует культурная программа, которой приезжие заполняют время между утренней конференцией и вечерним поездом!

Умилила посетительница, ахнувшая при входе в зал, где выставлен скелет мамонта: «Я будто в детство вернулась!». Можно было подумать, что ее детство совпало с ледниковым периодом. Но, конечно же, она говорила о другом: советские школьники в обязательном порядке изучали этот скелет.

Нынешние дети привередливее прежних. Организаторы учли это: установили в одном из залов «палатку ужасов». Того, кто оказывался внутри палатки, подвергали двойному испытанию. Первое — по тебе ползают тропические тараканы. Второе — опускаешь руку в мешок и достаешь… как будто бы змею… нет, безногую ящерицу. Eсли не закричишь, получишь приз — зуб «доисторической акулы».

У крыльца «Городской думы» расположились лотки с сувенирами и кафе, звучала музыка. В общем, веселье гуляло проторенными тропами.

Самое богатое угощение ожидало публику, навестившую музей изобразительных искусств. Помимо выставок, песен, танцев, конкурсов, видеопоказов, здесь устроили уроки ткачества, плетения кружев, росписи, посвящали в тайны иероглифов и чайной церемонии.

Однако «завлекалочки» сыграли вспомогательную роль, основной же интерес вызвали музейные коллекции, представленные в постоянных и временных экспозициях. Все, что при дневном свете казалось скучным и мертвым, вдруг приобрело огромную ценность.

Кто-то впервые увидел музейные сокровища. Часто звучали восклицания: «Вот какую картину я хочу повесить дома!» Спрашивали: «А здесь что-нибудь продается? А вот это можно купить?»

Знатоки, коих тоже собралось немало, обнаружили, что прежде некоторые детали ускользали от внимания. Глубокой ночью, пробившись сквозь толпу любопытных, освещая фонариком старые рамы и ставни (знакомство с образцами деревянной резьбой проходило при выключенном свете, ради пущей таинственности), вглядываясь в давно изученные полотна «сурового стиля» и городские пейзажи, постоянные посетители ловили особый кайф: как будто заново открывали родину.

В музей ИЗО перекочевало немало театральной публики: участники и зрители «Золотого Конька» пришли сюда после спектакля. Жерар Коньо, член жюри, писатель и доктор искусствоведения из Франции, бродил по залам до самого закрытия. Eму нравилось абсолютно все: скульптуры и живопись в стиле соцреализма, предметы декоративно-прикладного искусства, классическая живопись и графика, любительские акварели Eкатерины Порфирьевой. «Как это здорово, как хорошо, что в вашем городе проводят такие мероприятия!». Жерар не знал, что этот проект родился во Франции.

«Ночь музеев» провели в Париже в прошлом году, наш музей изобразительных искусств решил присоединиться к проекту по случаю грядущего юбилея, и краеведческий музей тоже подхватил начинание.

Организационных накладок не перечесть, но их можно простить: ведь у музейщиков нет опыта подобных мероприятий, их будничная жизнь протекает в совершенно другой среде, камерной, и работать с массами они не привыкли. Eсли «майская ночь» станет традицией, то шероховатости постепенно стадятся.

Главное, что цель достигнута: музеи привлекли новую публику, доказали, что коллекции из фондов могут пользоваться бешеным спросом.

Должно быть, нам не хватает праздника. Народные гуляния по случаю Дня города не удовлетворяют потребность в доступных светских удовольствиях. Хочется праздновать что-нибудь еще, причем не только чаще, но и интенсивнее. И чтобы организаторы праздника не держали нас за болванов, давали бы пищу нашим могучим интеллектам и повышали концентрацию духовности. В этом смысле «музейная ночь» явилась подарком, тюменцы получили повод гордиться собой и — через знакомство с экспозициями — своей историей.

***
фото: Тобольский косторез М.В. Тимергазеев представляет свои работы;Чаепитие в музее;Конное дефиле

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта