Ночь пожирателей музеев
Нет более скучного досуга, чем посещение музейных выставок. Таково устоявшееся мнение обывателей, которых на эти выставки кнутом не загонишь, пряником не заманишь.
И вот случилась «Музейная ночь».
Тюменцы ломились на выставки. Никогда прежде в залах музея изобразительных искусств и филиалов краеведческого музея не собиралось столько посетителей.
У ворот «Дома Машарова» стоял дворник с бляхой «Участок N 24» (номер не случайный, адрес музейного особняка — ул. Ленина, 24). В передвижном ларьке торговали снедью и напитками. Во внутреннем дворике самодеятельные артисты разыгрывали театральное представление. На веранде пили чай. Экскурсантов вели сквозь анфиладу, попутно рассказывая об экспонатах, обучая бальным танцам и этикету, развлекая музыкальными номерами.
Экскурсия стоила 75 рублей. От желающих — отбоя нет. Не верилось, что днем здесь царит тишина, редко нарушаемая шуршанием бахил. А ведь будничная программа не слишком отличается от праздничной.
В «Городской Думе» билет стоил дороже — 100 рублей. Это не остановило желающих поглазеть на кости, чучела, примитивные орудия труда и прочее. Кто бы мог предположить, что местных жителей так сильно заинтересует культурная программа, которой приезжие заполняют время между утренней конференцией и вечерним поездом!
Умилила посетительница, ахнувшая при входе в зал, где выставлен скелет мамонта: «Я будто в детство вернулась!». Можно было подумать, что ее детство совпало с ледниковым периодом. Но, конечно же, она говорила о другом: советские школьники в обязательном порядке изучали этот скелет.
Нынешние дети привередливее прежних. Организаторы учли это: установили в одном из залов «палатку ужасов». Того, кто оказывался внутри палатки, подвергали двойному испытанию. Первое — по тебе ползают тропические тараканы. Второе — опускаешь руку в мешок и достаешь… как будто бы змею… нет, безногую ящерицу. Eсли не закричишь, получишь приз — зуб «доисторической акулы».
У крыльца «Городской думы» расположились лотки с сувенирами и кафе, звучала музыка. В общем, веселье гуляло проторенными тропами.
Самое богатое угощение ожидало публику, навестившую музей изобразительных искусств. Помимо выставок, песен, танцев, конкурсов, видеопоказов, здесь устроили уроки ткачества, плетения кружев, росписи, посвящали в тайны иероглифов и чайной церемонии.
Однако «завлекалочки» сыграли вспомогательную роль, основной же интерес вызвали музейные коллекции, представленные в постоянных и временных экспозициях. Все, что при дневном свете казалось скучным и мертвым, вдруг приобрело огромную ценность.
Кто-то впервые увидел музейные сокровища. Часто звучали восклицания: «Вот какую картину я хочу повесить дома!» Спрашивали: «А здесь что-нибудь продается? А вот это можно купить?»
Знатоки, коих тоже собралось немало, обнаружили, что прежде некоторые детали ускользали от внимания. Глубокой ночью, пробившись сквозь толпу любопытных, освещая фонариком старые рамы и ставни (знакомство с образцами деревянной резьбой проходило при выключенном свете, ради пущей таинственности), вглядываясь в давно изученные полотна «сурового стиля» и городские пейзажи, постоянные посетители ловили особый кайф: как будто заново открывали родину.
В музей ИЗО перекочевало немало театральной публики: участники и зрители «Золотого Конька» пришли сюда после спектакля. Жерар Коньо, член жюри, писатель и доктор искусствоведения из Франции, бродил по залам до самого закрытия. Eму нравилось абсолютно все: скульптуры и живопись в стиле соцреализма, предметы декоративно-прикладного искусства, классическая живопись и графика, любительские акварели Eкатерины Порфирьевой. «Как это здорово, как хорошо, что в вашем городе проводят такие мероприятия!». Жерар не знал, что этот проект родился во Франции.
«Ночь музеев» провели в Париже в прошлом году, наш музей изобразительных искусств решил присоединиться к проекту по случаю грядущего юбилея, и краеведческий музей тоже подхватил начинание.
Организационных накладок не перечесть, но их можно простить: ведь у музейщиков нет опыта подобных мероприятий, их будничная жизнь протекает в совершенно другой среде, камерной, и работать с массами они не привыкли. Eсли «майская ночь» станет традицией, то шероховатости постепенно стадятся.
Главное, что цель достигнута: музеи привлекли новую публику, доказали, что коллекции из фондов могут пользоваться бешеным спросом.
Должно быть, нам не хватает праздника. Народные гуляния по случаю Дня города не удовлетворяют потребность в доступных светских удовольствиях. Хочется праздновать что-нибудь еще, причем не только чаще, но и интенсивнее. И чтобы организаторы праздника не держали нас за болванов, давали бы пищу нашим могучим интеллектам и повышали концентрацию духовности. В этом смысле «музейная ночь» явилась подарком, тюменцы получили повод гордиться собой и — через знакомство с экспозициями — своей историей.
***
фото: Тобольский косторез М.В. Тимергазеев представляет свои работы;Чаепитие в музее;Конное дефиле