X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Сжигать нельзя вывозить на полигон

Наверняка многие горожане, которые регулярно наведываются в заречную часть Тюмени (особенно если маршрут пролегает по мосту в районе ул. Челюскинцев), нередко в сумерках наблюдали за пыхтящей трубой фанерного комбината.

Завораживающие взгляд клубы угольно-черного дыма медленно расползаются по пылающему багрянцем закату, оседая через некоторое время килограммами сажи, формальдегидов и парами фенола на крыши стареньких домишек, паутину ветвей деревьев…

Глядя на это, невольно задумываешься: и куда руководство «фанерки» смотрит? Травят ведь За- реку. Но…

Руководство комбината прекрасно понимает страхи и упреки тюменцев. Только поделать со своим производством мало что может. На прошедшей в понедельник экологической конференции «Окружающая среда» начальник отдела охраны труда и окружающей среды фанерного комбината Галина Войтюк пыталась доказать, что здесь предпринимают все возможное, чтобы оградить среду обитания от пагубных отходов.

— Мы понимаем, что комбинат вредит окружающей среде, но ситуация постепенно меняется, — говорит Галина Ивановна. — Исторически сложилось, что наше производство оказалось в центре города — 72 года фанеру производим. Раньше все довольны были — вода рядом, жилье тоже. А теперь такое соседство никого не радует.

Конечно, согласно новому генплану комбинат потихоньку переселяется за город. Но без помощи города вредное производство будет перебираться на новое место еще пять-шесть лет — собственных средств на быстрый переезд не хватает. А тем временем огороды близлежащих частных подворий поглощают «фанерные» отходы, которые с каждым годом только увеличиваются.

Спрос на тюменскую фанеру растет как на дрожжах, констатирует Галина Войтюк. Как и количество отходов. В 2004 году накопилось 34 тысячи кубометров древесной пыли, а в 2005-м — уже 46 тысяч, из которых в топку котельной отправилось 42,5 тысячи. Остальное вывезли на полигон, за что заплатили больше миллиона рублей. Но проблема в другом.

— Eсли мы все отходы будем вывозить, а не сжигать, то никто и опомниться не успеет, как мы весь город опилками завалим, — Галина Ивановна старалась убедить присутствующих в необходимости сжигания пыли. — Мы бы с удовольствием перешли на газовое отопление, но поймите, некуда больше отходы утилизировать.

И про черный дым специалист «фанерки» рассказала, что, дескать, контроль усилили — черный дым из трубы совсем редко валит. Но сбоев не избежать — разные люди на смену заступают, кто- то следит за нормами сжигания отходов, а кто-то действует бездумно. Рядом с каждым стоять не будешь.

А с продуктами сжигания технологически пока ничего поделать нельзя. Как получали в итоге сажу, фенол и формальдегид, так и получаем. Только вот допустимые нормы выброса Ростехнадзор уменьшает с каждым годом. Так, в прошлом году допустимое количество выбросов сажи в атмосферу ограничивалось 36-ю тоннами в год, а нынче норма «фанерки» — 8 тонн. С фенолом ситуация аналогичная: в прошлом году допустимый выброс составлял 24,9 тонны, в 2006-м — всего 0,67 тонны.

С требованиями экологов Галина Войтюк согласна, но акцентирует внимание, что «все прекрасно понимают, — цифры нереальные, придерживаться новых требований предприятие не сможет». Тем более что комбинат планирует вообще отказаться от вывоза древесной пыли на полигон (не раз штрафовали за возгорание отходов). Ремонт котлов мало повлиял на экологическое благополучие комбината. Поэтому предприятие уже готовится платить огромные деньги за превышение лимита выбросов.

Эти показатели не говорят о том, что техническим состоянием предприятия никто не занимается. Наоборот, чтобы уменьшить количество отходов, перешли на новую систему очистки, нынче подключат три новых циклона. Вот только проблем доставляет старехонькая система хозбытовой канализации, которая без изменений функционирует больше трех десятков лет. Специалисты, которые ее наладили, давно ушли на пенсию, не оставив потомкам техпаспорта. А новые так и не смогли разобраться во всех тонкостях. В результате вода после мытья котлов без должной очистки уходит в Туру губить рыбу.

Печально и то, сетует Галина Войтюк, что нет своей лаборатории, чтобы следить за качеством выбросов.

Заключительным аккордом исповеди специалиста фанерного комбината послужил призыв к выпускникам вузов экологических специальностей. Чтобы молодые специалисты не рвались сразу в контролирующие органы, а потрудились на производстве. Тогда они наверняка смогут объективнее оценивать экологическую ситуацию.

А то получается, что «за три вмерзшие в реку близ комбината пластиковые бутылки (зимой проверка была — М. С.) рыбнадзор оштрафовал нас на 30 тысяч рублей, а Ростехнадзор за черный дым из трубы всего на две тысячи рублей». Где она, справедливость-то?

***
фото: Дымящая труба «фанерки».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта