Два мира поэта Евгения Рейна
Eвгений Рейн. «Заметки марафонца. Неканонические мемуары». — Eкатеринбург, 2005.
Мемуары — почтенный жанр. И вот замечательный поэт Eвгений Рейн выступил в роли мемуариста.
Пунктирно: детство, школа, война… подробнее — о первом мороженом. Потом начинается настоящая жизнь. Хотя одна из заметок называется «Кое-что о страхе», но, в целом, мир Рейна-мемуариста — это мир беззаботного веселья и доброго юмора.
Туг живут милые, дружелюбные, гостеприимные (за редким исключением) люди. Туг можно, сидя в ресторане, случайно встретиться с Юрием Олешей или Александром Вертинским. «Что такое теория вероятности, когда на свете существует судьба». А можно и специально поехать в гости к Пастернаку, и тот пустит, накормит яичницей и расскажет, что недавно написал роман.
Ну, и свои приятели-писатели — как на подбор: Eвтушенко, Аксенов, Битов, Довлатов, Окуджава, Бродский, разумеется. А если кто вдруг не писатель, то все равно — умница и супермен. Один — вулканолог. Другой ради девичьего признания прыгает с десятиметровой вышки. У третьего заготовлена для праздника полная ванна живых раков.
Скажете: юность-молодость, небо голубее, трава зеленее, водка слаще… Как бы не так, Рейн не теряет задора и в 90-х. Во-первых, печатайся — не хочу: «Не знаю, лучше ли наша нынешняя жизнь. Но в ней хотя бы можно опубликовать то, что осталось от прежней». Во-вторых, мир Рейна расширяется до пределов всего земного шара. И можно легко увидеть своих двух знаменитых «тезок»: реку в Германии и живописца по фамилии Ван Рейн, а по имени — Рембрандт. В Голландии можно познакомиться с бывшим профессором философии, ныне безработным наркоманом. А в Израиле старый хасид обещает Рейну, что он еще увидит Мессию.
И Рейн готов поверить. Но стоп, стоп! Кажется, автор, — в первую очередь, поэт. И как мало Рейн-поэт похож на Рейна-мемуариста. Как будто эти двое (воспользуемся выражением самого Рейна) — «два незнакомых друг с другом человека».
Мемуарист — активный участник событий. Поэт — наблюдатель. У мемуариста — много воспоминаний, но и впереди много интересного, а последняя фраза книги: «Со смертью не все кончается».
Наверное, все просто: два мира Eвгения Рейна — это две половинки одного мира. И при знакомстве с ними, обеими, нам открывается… ну, не знаю… Гармония, что ли.