Стыдно быть невежей в родном лесу
Не все юные тюменцы знают, что «всем известная елка» и «неведомая ель» — одно и то же дерево. Почему так происходит, вчера пытались разобраться практики и теоретики на конференции «Окружающая среда».
Невозможно поднимать на достойный уровень экологическое воспитание подрастающего поколения при хроническом уменьшении учебных часов по биологии, географии и даже химии. Некогда обязательный учебный курс «Экология» тоже отменен, отметила печальный факт сотрудница кафедры экономической географии и природопользования ТюмГУ Валентина Eрмолаева.
Не сможем мы беречь природу, если не будем ее чувствовать. А как это делать, если уроки экологии стали факультативом, который не интересен преподавателям, а по этой причине — и школьникам? В итоге получается, что все познание «среды обитания» сводится к формальным занятиям.
Очень скромен опыт школьных преподавателей при воспитании детей, отмечает докладчик. Ни экскурсий по лесу (или хотя бы похода в ближайший сквер), ни знакомства с животным миром. Какой интерес глазеть в учебники и рисовать картинки животных, которых никогда не видели? Отсюда и формируется созерцательное отношение к окружающей среде — знание есть, но нет неравнодушного отношения к природе.
Был в Тюмени экобиологический центр, но его в прошлом году расформировали. На месте опытного участка теперь строят многоэтажный дом, а от самого центра осталось всего несколько преподавателей. Но они все равно стремятся привлечь ребятишек к природе.
— Мы возим детей в лес, — поделилась опытом Светлана Максимова, председатель общественной детской организации «Чир». — Проводим День земли, День воды, День леса. Летом отправляемся в турэкспедиции. Делаем все, чтобы школьники не просто имели представление о природе, но и заботились о ней. По нашим наблюдениям, дети от нее оторваны. Как-то выехали в лес. Стоят два одинаковых дерева — ели. Спрашиваем ребят: чем различаются ель и елка? Так ведь они нам доказывали, что это разные деревья! Как оказалось, они не понимают разницы между сосной и елью. Разве это нормально?
С финансированием туго, признается Светлана Леонидовна. Приходится самим искать спонсоров. Чем может помогает общественной’ организации комитет по экологии (но у самих трудности возникают, признается председатель комитета Людмила Могутова — хотя, с трехлетним перерывом, в городском бюджете нынче опять появилась строка об экологической безопасности, за счет которой можно финансировать мероприятия).
«Чир» выигрывает гранты. Обещал помочь и областной департамент по недропользованию и экологии. Тем не менее, искра в глазах идейных вдохновителей и исполнителей затей — специалистов «Чира» — не затухает. Наоборот, они стремятся как можно интереснее воспитывать в подрастающих тюменцах защитников природы.
Этой весной в рамках Дня земли комитет по экологии и «Чир» провели конкурс на лучший проект озеленения пришкольной территории.
Из 75 общеобразовательных учреждений Тюмени участие приняли… восемь. Не так уж и много. Победители и призеры получили в качестве приза саженцы.
В минувшие выходные ребята дружно занимались посадкой кустарников и деревьев. Они очень надеются, что их питомцы доживут до старости, что ничья рука не поднимется сломать их хрупкие стволы и ободрать листья.
Решать проблему надо в комплексе, делают вывод участники конференции: школа, семья, дополнительное образование и детские центры — лишь при взаимодействии всех заинтересованных лиц есть реальные шансы на успех.
А первое, с чего стоит начать — обязательно обратиться к властям с просьбой вернуть в школы непрерывное экологическое образование.