Цугцванг Бессараба
Шахматы XXI века — это в том числе и бескомпромиссная игра с компьютером, сильной стороной которого, несомненно, является использование классического принципа ограничения подвижности фигур и пешек противника (этот пришит впервые был сформирован Нимцовичем). Конечным результатом такой игры может быть цугцванг — положение, при котором, в соответствии с правилом очередности ходов, одна из сторон оказывается вынужденной сделать проигрывающий очередной ход. В приводимой ниже партии в цугцванге оказался компьютер! В примечаниях автор, тюменски шахматист, старался передать свои ощущения, а не анализ вариантов, которые с блеском выполняет шахматный компьютер.
Защита двух коней.
FRITZS — Бессараб. По 5 минут каждому
Перед партией компьютер выставил себе оценку — 2979, а мне — 2982. Eстественно, это оценки программы, не имеющие никакого отношения к рейтингу ЭЛО.
1. е2-е4 е7-е5
2. Kg1-f3 Кb8-с6
3. Cf1-c4 Kg8-f6 Многолетний опыт применения дебюта показывает, что этот ход уже дает равенство. Eго первый анализ относится к 1560 (!!) году и принадлежит знаменитому итальянскому шахматисту Полерио.
4. Kf3-g5
Исторически первая попытка опровержения защиты двух коней. Однако, компьютер в игре со мной регулярно избирал этот ход. Как не напасть на пешку f7? 4… Cf8-c5!?
Ход чешского шахматиста Тракслера, который он изобрел в 1890 году. Вся эта острейшая система хорошо проанализирована и получила название «контратаки Тракслера». Ход 4… Сс5! не может не волновать. Я применяю его уже около 50 лет и добился определенных успехов, включая ифу по переписке. Мой шахматный друг Сергей Огородное полагает, что, начав развитие одного из флангов, в данном случае королевского, следует его закончить. Ход 4… Сс5! вытекает из таких рассуждений, и Сергей мог бы вполне быть автором такого продолжения, если бы оно не было ранее рекомендовано Тракслером.
5. Cc4:f7+!
Знак Якова Эстрина в его книге «Защита двух коней» (М., 1970). Вот что он пишет об этом ходе: «Это продолжение выглядит более логичным. Хотя при нем белые и не добиваются столь внушительного перевеса, как при 5. K:f7, но зато лишают противника грозной атаки на позицию своего короля». FRITZ-8 достаточно часто играл со мной 5.K:f7, но без особого успеха. Я выиграл большинство партий. 5… Кре8-е7 Король здесь чувствует себя достаточно надежно, а поле f8 сохраняется для ладьи.
6. Cf7-b3
Наиболее популярный ответ, кроме 6.Cd5 и 6.d4.
6 … Лh8-f8
Вот и ладья входит в игру. Именно ей впоследствии будет принадлежать решающая роль.
7. 0-0
Ход Ройбена Файна, который уже поэтому не может быть плохим. Файн — международный гроссмейстер (США), один из сильнейших в мире в 30-х годах XX столетия. Здесь еще играют 7.d3.
7 … h7-h6
8. Kg5-f3 d7-d6
9. h2-h3
Считается обязательным ответом. Набег черной пешки g7-g5-g4 белые готовы встретить ходом Kf3-h2, но черные применяют другой план.
9 … Фd8-е8
10. с2-с3?!
Это слабее, чем, например, 10.Кс3.
10 … Фе8-h5 Стандартный маневр ферзя в таких позициях. Это лучше чем 10. Фg6.
11. d2-d4 Сс5-b6
12. а2-а4?!
Опять слабее, чем, например, 12.Фd3!. Сказывается невысокий уровень версии FRITZ-8, с которой я играю.
12 … а7-а5!
13. Kb1-d2?!
Правильно 13.Ле1. Теперь я сделал один из своих лучших ходов в долгой шахматной биографии!
13 … Сc8-g4!! Навеяно идеей австрийского гроссмейстера Рудольфа Шпильмана в шотландском гамбите. Сделан он был довольно быстро, и номер хода — тринадцать! Попробуйте предложить эту позицию своим друзьям. Они с трудом найдут этот ход. Не мог найти его и компьютер.
14. h3:g4?!
Плохо, но шахматная программа так уж устроена, что если нет мата в 2-3 хода, она берет материал. Сильно здесь 14.Ле1 — опять этот ход ладьей!
14 … Kf6:g4
15. Fd1-e2?!
Здесь очень сильно 15.Ле1! с последующим 16. Kf 1.
15 … e5:d4!?
Белые скованы, и черные вскрывают игру. Был здесь еще красивый ход 15… C:d4!, и нельзя 16. cd из-за 16… K:d4 -+. Но это необязательно.
16. е4-е5
Чтобы оживить белопольного слона и получить контакт с полем f3.
16 … d6:e5
17. Cb3-d5 Лf8-f4!
Самый трудный ход, после которого партию белых не спасти. Черные хотят сыграть 18… Лаf8 и одновременно, зная страсть машины к материальным приобретениям, ставят ловушку.
18. g2-g3?!
На это и рассчитывали черные.
18 … d4-d3! Типичный для таких позиций ход.
19. Фе2-е1
На 19.Ф:d3 также следует 19… Фh3.
19 … Фh5-h3!
Иначе белые сыграют 20. Крg2.
20. g3:f4 Ла8-f8!
И белые в цугцванге на 20 (!) ходу! У них на доске все фигуры и 5 пешек. Любой ход белых ведет к проигрышу. Напомню, что я тоже имел на всю партию 5 минут, но был, в отличие от машины, хорошо подготовлен. Ходы 17… Лf4! и 20… Лf8! за 5 минут найти очень трудно. Очевидное 20… Фg3+ 21.Kph1 C:f2 (21… K:f2+
22. Л:f2 C:f2 23.Фf1!) 22Л:f2 K:f2+
23. Ф:f2 Ф: f2 также дает черным победу, но не сразу.
21. b2-b3 Лf8-f5!
22. Сс1-а3+ Кре7-е8
Чтобы не было хода 23.Cf7, позволяющего белым немного продлить сопротивление. Красиво здесь и 22…Кb4!
23. Cd5:c6+ b7:с6
24. Kd2-e4 Лf5-h5
Fritz сдался! [0:1]
Знаменитая «бессмертная партия цугцванга» Земиш — Нимцович (Копенгаген, 1923 г.) закончилась победой черных на 26-м ходу.
Свою лучшую партию в жизни против компьютера, сыгранную в стиле старых мастеров, я посвящаю чеху Тракслеру, чемпионату Eвропы среди любителей 2006 г. (Пардубице, Чехия), его организатору и директору Яну Мазуху.
Добавлю, что моим ассистентом-оператором в этой партии был Леонид Жаров.
***
фото: