«Продавцы воздуха» сердятся
Определение, вынесенное в заголовок, придумано не мной. Так Шолом-Алейхем назвал местечковых жителей, продающих «ничто». А в нашем случае речь идет о гражданах, которые торгуют воздушным пространством, что расположено между двумя металлическими столбами, установленными по обе стороны улицы. Впрочем, каждый зарабатывает как может. Лишь бы это не затрагивало права и интересы других людей. Или — другого человека.
Этим правилом руководствовался и я, опубликовав 16 мая нынешнего года свою колонку «Перечеркнутое небо». Речь в колонке шла о рекламных перетяжках, так это называют профессионалы, которые, с моей точки зрения, перекрыли центральную улицу Тюмени — улицу Республики. Это, писал я, единственная прямая, как стрела, улица города, в западном конце которой летом очень красиво садится солнце. Совсем как на знаменитом бульваре Сансет в Лос-Анджелесе.
Ну, написал и написал. Предполагая естественно, что могут быть и совершенно иные точки зрения, которые «Тюменский курьер» вправе опубликовать. Более того, мы даже сделали небольшой опрос, и он показал, что в отличие от меня, тюменцы более терпимы к рекламным полотнищам. Тоже имеют право.
Зато колонка «Перечеркнутое небо», что называется, задела за живое сразу целую ассоциацию рекламопроизводителей и рекламораспространителей Тюменской области. В своем коллективном письме ассоциация отвела душу.
Согласно изложенному, автор показал перетяжки «нереально приближенными друг к другу посредством современных средств коллажа, делает весьма скоропалительный вывод: о власти «рубля всесильного» и лоббизме, адресуя этот подтекст странным образом тем, кто предоставляет услуги по распространению рекламы на одном из самых эффективных и востребованных у рекламодателей видов носителей — рекламных перетяжек».
Понятно? А в пространном тексте, заполняющем целую страницу формата А 3, еще много чего. Например, утверждения о том, что перетяжки — суть «один из самых эффективных секторов наружной рекламы»… Или умозаключение, что «поздравления жителям города», размещенные на перетяжках, «немало радуют горожан»… А также абсолютно не относящийся к теме нашей публикации пассаж «О влиянии информационных рейдеров на энергобезопасность«. Не очень скромно, не очень внятно, но -своя рубашка ближе к телу.
Но больше всего — рассуждений о начавшемся переделе рекламного рынка в преддверии осеннего политического сезона. То, что это происходит — не новость. Как говорит один мой знакомый полковник — рынок! Понятно, что предприниматели, уцепившиеся за перетяжки, воюют с другими, такими же предпринимателями, готовыми обставить городские улицы исключительно призматронами. Хотелось бы мне в данном случае, по примеру одного шекспировского героя, сказать что-то резкое рекламщикам «обоих домов». Поскольку и те, и другие бесцеремонно лезут в глаза и уши, вваливаются через радиоприемник в квартиру, прерывают фильм, который смотрим… Я думаю: была бы техническая возможность, постарались бы пробраться даже в мозг. Меня беспокоит именно это, а не реальный или кому-то пригрезившийся передел рекламного рынка. И не сумбурная, какая-то дамская, хотя подписи под «коллективным письмом» преимущественно мужские, публикация, написанная в развязном, амикошонском тоне.
И еще один вопрос хотелось бы затронуть. Как вы думаете, является ли воздушное пространство города муниципальной собственностью? Eсть городская земля, есть здания и сооружения, коллекторы и теплотрассы, электрические сети и прочее. Воздух что-то в документах мне не попадался. Следовательно: на каком основании муниципальные учреждения продают это пространство, принадлежащее всем нам вместе (например, между двумя рядами домов), частным фирмам для извлечения из этого воздуха прибыли? Даже «самому эффективному сектору в преддверии осеннего политического сезона»? По мнению некоторых юристов, это нарушает права отдельно взятых граждан…
На разные мысли навело меня странное «коллективное письмо». Странное еще и потому, что для отдельных подписантов оно тоже явилось неожиданным. Были, как говорится, не в курсе дела.
Да, забыл: а бульвара Сансет я не видел, только читал о нем в книжках. Зато солнцем, садящимся за Троицким собором, любуюсь уже пятый десяток лет. А еще видел Невский проспект в Петербурге, освобожденный от перетяжек, несмотря на «эффективность данного сектора наружной рекламы» и «преддверие осеннего политического сезона».
Пока все.