X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Триптих-229

22 нюня — 65 лет с начала Великой Отечественной войны

Окончание. Начало в NN 80-83

«Агент Шевчук сообщает (июль-сентябрь 1943 года): «Галанцева уклонялась от бесед, принимала активное участие в боевых действиях подразделений по оказанию медпомощи офицерскому и рядовому составу, а так же сама лично с оружием в руках… В боях ведет себя храбро, часто идет впереди роты, стреляет из винтовки по немцам и одновременно оказывает помощь раненым, за что командование представлена к ордену Красное знамя» (из спецсводки N 6).

А война идет… 30 сентября 1943 года санинструктор Галанцева переведена во вновь формируемый батальон. Очередная спецсводка фиксирует тем временем, что «продолжительное время на Галанцеву не поступает агентурных материалов, дающих основание подозревать ее в причастности к разведорганам противника. Она в боях проявила себя с положительной стороны, награждена орденом Красной Звезды и представлена к ордену Красное Знамя… Следует решить вопрос о дальнейшем содержании ее на оперативном учете…»

Все? О «причастности к разведорганам противника данных не добыто» — так и оставить санинструктора Галанцеву в покое. Пусть воюет, спасает раненых… Мы-то, нынешние, знаем, что впереди еще двадцать месяцев войны. Но — «органы не ошибаются»! Так убрать ее с глаз долой, строптивого санинструктора, почти что выигравшую единоборство сразу с четырьмя структурами контрразведки «СМEРШ» — дивизии, корпуса, армии и фронта.

«… в зависимости от добытых материалов решить вопрос о дальнейшем пребывании ее в части…» (из донесения дивизионной контрразведки в корпус)

«… если нет, то сделать из нее агента, подчеркнув ответственность за разглашение о работе органов контрразведки…» (из корпуса в дивизию)

Спецсводка N 7:

«… учитывая поведение Галан-цевой, что она ведет себя очень скрытно, ни с кем близких связей не поддерживает, ведет очень замкнутый образ жизни, что не дает возможности нашей агентуре добиться, 4erq:nn6o реального или заслуживающих нашего внимания материалов… Полученные материалы характеризуют Галанцеву как искусно маскирующего себя человека, что в целях личной корысти старается поддержать близкие, интимные отношения только с командирами частей… Благодаря таких связей она уже раз награждена орденом и сейчас вторично представлена, умеючи маскировать себя и только благодаря нашего вмешательства она не была командирована от дивизии к шефам в Саратов… Все это диктует необходимость удаления ее вовсе из Красной Армии, через командование корпуса отозвать ее из нашей дивизии и откомандировать как незаслуживающую политического доверия в распоряжение РВК по месту жительства… или направить ее в лагерь НКВД по тем компрометирующим данным, которыми мы на нее располагаем, ибо дальнейшая агентурная разработка ее положительных результатов не даст. Начальник ОКР «СМEРШ» 40 гв. СД гв. майор Спектор, 25 октября 1943 г.» (Стиль документа сохранен. —Авт.)

«Органы» не знают снисхождения, чувства жалости. Они злопамятны и последовательны, не оставляя преследования однажды избранной жертвы.

«Начальнику отдела кадров 31 ГСК гв. майору Коншину

Прошу дать распоряжение командиру 40-й ГСД об отчислении из рядов Красной Армии Галанцеву Надежду Спиридоновну, красноармейца санроты 199 ГСП 40-й гвардейской Eнакиевской стрелковой дивизии. Нач. ОКР «СМEРШ» 31-го ГСК гв. майор Поливанов. 8 ноября 1943г.» (Стиль документа сохранен. —Авт.) 12 ноября 1943 года старшего сержанта медицинской службы Надежду Галанцеву вызвали в политотдел корпуса.

«… До штаба корпуса я дошла с офицером связи. Пом. нач. (политотдела? — Авт.) корпуса меня спросил: не беременна ли я? Я ответила: нет, откуда я могла забеременеть? Потом сказал: куда ты хочешь ехать? — Как куда? -Вы откомандировываетесь домой. Тогда я сказала: к родным в Омск поеду.

Стала его спрашивать: почему меня домой посылаете? — Сейчас много девушек откомандировывают. И выписал мне литер до дому.

Да, еще начальник спрашивал: хочешь совсем выбыть из армии или быть военнобязанной, работать при своем военкомате? Я сказала: не хочу выбывать из армии. Тогда он говорит: мы дадим тебе пакет и направление в военкомат…» — так записали рассказ Нади агенты, приставленные к ней контрразведкой (из агентурного донесения от 16 ноября 1943 г.)

«Справка. Галанцева Н.С. отозвана и откомандирована в распоряжение Голышмановского РВК Омской обл. 25 ноября 1943г.»

С глаз долой — из сердца вон? Как бы не так! Руки у «СМEРШа» длинные — от берегов Днепра до Сибири достают:

«… Галанцева Надежда Спири-доновна… отчислена из рядов Красной Армии, в связи с чем учетное дело на нее отправляется в РО НКГБ Голышмановского района».

Понятно, что никакого «направления в военкомат» Надежда не получила. Из фильтрационного дела видно, что выставленная из Красной Армии 20-летняя Галанцева какое-то время работала секретарем совхоза «Ламен-ский». Потом след ее затерялся.

… В Голышмановском райвоенкомате, сотрудницей которого шестьдесят с лишним лет назад так и не стала ст. сержант медицинской службы Галанцева, меня сразу поправили: не ГаланцEва, а ГаланцОва. Но никаких данных в архиве РВК не обнаружено. В книге «Солдаты Победы» о ней тоже нет упоминаний. Однако попросили перезвонить позднее, а после звонка выдали телефоны тюменских родственников Надежды Спиридоновны. И уже в Тюмени, по цепочке, от Галанцовых к Ро-гачевым и обратно, удалось собрать крохи сведений. О том, что много лет назад Надежда Спири-доновна уехала в Нижний Тагил. И оттуда никаких связей с родными не поддерживала. Eе двоюродные сестры деталей и причин отъезда не помнят. Был ли ей вручен в конце концов орден Красного Знамени, к которому она представлена, — никто не знает. Давно это было, да и большинство собеседников моих весьма преклонных лет. Лишь знают, что ветеран войны Надежда Галан-цова умерла несколько лет назад и там же, в Нижнем Тагиле, похоронена.

Послесловие

Три судьбы, три портрета, как и положено в триптихе. Валерия Гнаровская. Мария Родькина. Надежда Галанцова. Их истории разнятся деталями. Но все вместе, думаю, что-то добавляют, дорисовывают к большому историческому полотну под общим названием «Двадцатый век». Тот самый век, который принес столько обид, что и официально закончившись, он все еще в нас, все еще бередит сердце старой болью.

***
фото: Этот памятник солдатам Великой Отечественной войны, установленный в Ишиме, говорят, вызвал неоднозначную реакцию в городе. Может быть. А на мой взгляд, пробитый в каменной стене силуэт солдата, может быть, солдата именно сформированной в Ишиме 229-й стрелковой дивизии, есть образ трагического и героического прошлого. Оно через громаду лет пробивается к нам, в немом крике разевая рот, снова и снова надеясь быть услышанным. Чтобы рассказать свою правду о войне.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта