Бэби-бум: в очередь встаем с пеленок
Из 158 зданий детских садов по прямому назначению используются 134.
В 13 работают структуры, не имеющие отношения к образованию. Eще в 11 расположены школы — почему-то именно эти здания чиновники решили вернуть прежним хозяевам, пытаясь таким образом «закрыть» серьезный дефицит свободных мест в детских садах.
Детские сады в Тюмени рассчитаны на 18 тысяч 645 ребятишек. Реальное же число их воспитанников превышает 21 тысячу. И перегруженность — не единственная беда: в очереди стоят почти 11 тысяч детей.
Правда, когда специалисты городского управления по образованию проанализировали состав очереди, выяснилось, что цифра несколько завышена (например, за счет того, что родители встают на очередь сразу в нескольких местах). Но, даже с учетом этого, очередность остается весьма высокой — больше всех места в детский сад дожидаются малыши от двух лет (больше пяти тысяч человек).
Как сообщила на недавнем заседании коллегии городской администрации начальник управления по образованию Вера Соловьева, хуже всего дело обстоит в районе Дома обороны (ул. Ямская), в центре города, на Московском тракте и в Восточном микрорайоне — здесь не только переполненные группы, но и очереди по пятьсот человек.
Чтобы решить эту проблему, провели ревизию зданий детских садов и остановились на решении о переселении из них общеобразовательных школ. Уже столкнувшись с возникающими при таких попытках вопросах, Вера Константиновна предупредила на коллегии: «Добровольного и мягкого переселения не будет!» Например, родители учеников 12-й гимназии, начальные классы которой занимают здание детсада, категорически против объединения с 5-й гимназией в новом трехэтажном здании по ул. Минской. Eще в мае им объясняли это решение неудовлетворительным состоянием здания. Но мам такие аргументы не успокаивали, они написали жалобы депутатам, губернатору и даже президенту России.
Судя по ее словам, Вера Соловьева понимает поведение родителей: им удобнее и спокойнее, когда ребенок в школе не только учится, но и занимается подготовкой домашнего задания, посещает кружки и секции — а при объединении есть опасность возвращения учебы в две смены, и тогда уж точно прощай «продленка» и кружки!
Наверняка помнит Вера Константиновна и свое обещание на пресс-конференции 18 апреля: окончательное решение о переселениях будет приниматься только после общественной экспертизы, после диалога с родителями и школьной администрацией.
Удастся ли руководству управления по образованию найти «золотую середину» между обещанным диалогом и крайними мерами — покажет время.
Сегодня в списки на переселение попали четыре общеобразовательных учреждения (к примеру, 81-й лицей на ул. Дружбы и школа N 63 в Восточном микрорайоне).
Поскольку даже передача этих зданий существенно не изменит «погоды», в управлении по образованию рассматривают варианты сотрудничества с ведомственными садиками. Для этого предстоит провести переговоры с администрациями завода медицинского оборудования и инструментов, станкостроительного, завода гражданской авиации N 26. Решено воспользоваться и внутренними резервами. По словам Веры Константиновны, 14 групп в действующих детсадах закрыты из-за отсутствия ремонта и необходимой мебели. Чтобы группы заработали (очередь при этом покинут 280 ребятишек), необходимы 6 млн. рублей. Eще на 115 человек сократится очередь, если отремонтировать детсад на Песо-базе. Возражений со стороны присутствующих на коллегии по поводу финансирования этих мероприятий не было.
Но и самое благополучное воплощение названных планов не позволит сократить очередь до приемлемой цифры. Три с половиной тысячи человек — такая очередь, по словам Соловьевой, считается «стабильно высокой».
Глава города Сергей Сметанюк предложил обременять строительством детских садов застройщиков. В рамках инвестиционных соглашений это, по его мнению, оговаривать выгоднее, чем после выкупать здание.
Ясно одно: когда случается кризис, в ход идут все возможные варианты выхода из него. Но стоит ли в данном случае объединять классы и школы, даже если площадь и численность учеников пока позволяет это делать? Ведь после детского сада дети, как правило, идут в школу.