На улице однополчанина
«Нас там быть не должно, но все же мы тан были!» Эта крылатая фраза советских воинов-интернационалистов памятна и жителю поселка Мыс Габдулхаку Фаттахову.
«Три года я провел в маленьком городке Аньдун, на стыке китайской и корейской земли, в начале 50-х годов прошлого века», — рассказал при встрече в редакции Габдулхак Галимович. Человек немногословный и скромный, он после некоторого раздумья все-таки поведал мне о весьма необычном периоде своей жизни, связанном с войной на Корейском полуострове в 1951-1953 годах.
Те давние события были первым крупным локальным вооруженным конфликтом после окончания Второй мировой войны.
В 1948-м двадцатилетий парень из деревни Сагандыково тогдашнего Байкаловского района Тюменской области стал солдатом срочной службы. В Ярославле и Спасске-Дальнем освоил специальность авиамеханика и начал службу в истребительном авиационном полку Дальневосточного военного округа. В то время на смену поршневым «якам» и «лавочкиным» пришли тупоносые реактивные «миги».
«Сначала на них было странно смотреть. Самолет — и без винта! -вспоминает Фаттахов. — Однако к необычному виду «ястребков» мы быстро привыкли…»
Летом 1950-го он оказался в китайском городке Аньдун. Здесь разместилась первая группа советских истребителей во главе с генералом Георгием Лобовым. Фронтовой ас, имевший на личном счету 15 сбитых гитлеровских самолетов, позднее стал командиром 64-го истребительного авиакорпуса и возглавлял советских летчиков на протяжении почти всей корейской войны.
«Возле Аньдуна находился единственный аэродром с бетонной полосой. С него взлетали наши «миги» и уходили в корейское небо. Полеты совершались в основном ночью, иногда по пять-шесть раз в сутки. Мы оставались на земле и ждали возвращения летчиков. Возвращались, увы, далеко не все…», — вспоминает Габдулхак Галимович.
Бои шли жестокие. Советские пилоты сражались с американскими истребителями F-86 и «летающими крепостями» В-26 и В-29. Асами в небе Кореи стали полковник Пепеляев и капитан Сутягин. Первый сбил 23, а второй 21 самолет.
Однажды в густых облаках американский F-86 наткнулся на хвост «мига-15». Оба самолета рухнули вниз. Наш пилот успел катапультироваться, а американец — нет. На земле нашим летчикам и механикам объявили о воздушном таране, а чудом спасшийся майор стал Героем Советского Союза.
Подготовка самолетов к вылетам часто проходила под ливнем или, наоборот, при изнуряющей жаре. Часто прилетали непрошеные гости. Бомбежки были непродолжительными, но яростными. Новые братские могилы появлялись в Порт-Артуре, а служба шла своим чередом. На смену одним летчикам приезжали другие. Особенно запомнился Фаттахову один пилот. Молодой, но очень серьезный. Звали его Павел Беляев. Никто и не предполагал, что по истечении определенного времени Беляев попадет в отряд космонавтов и прославится на весь мир, совершив космический полет вместе с Алексеем Леоновым…
Кстати, сегодня (вот ведь какое совпадение!) бывший авиамеханик Габдулхак Фаттахов живет на улице, названной именем своего однополчанина и почетного гражданина Тюмени Павла Беляева.
Только в 1952 году закончилась для нашего земляка «корейская страда», а наградой стала почетная грамота с причудливыми иероглифами, хранимая по сей день…
***
фото: Габдулхак Галимович с женой Зухрой Гайнитдиновной. Май 2006 года