Рожденный «зоной»
Каждое утро с этой остановки уезжают по делам в город и возвращаются обратно десятки жителей поселка Строителей.
Изо дня в день они смотрят вдаль и с тревогой ждут, приедет ли за ними автобус. Живут, словно в глухой деревне, несмотря на то, что находятся не так далеко от города. Да и не каждый тюменец наверняка сможет сразу сообразить, где находится эта окраина. От центра до поселка Строителей на машине можно доехать всего минут за двадцать.
Но путь на автобусе занимает гораздо больше времени. Он отходит от завода медоборудования каждые сорок минут ежедневно. Медленно, не торопясь, чтобы не сломаться (как выяснилось, это бывает частенько), едет по улице 50 лет Октября, в самом конце которой сворачивает направо. Eще пара километров, и вы на месте…
Остановочный комплекс на въезде в поселок Строителей разделяет два мира. Пойдешь направо — попадешь в микрорайон: тринадцать домов, три магазина и некоторое количество проблем. Пойдешь налево — хотя туда лучше не ходить (если только вы не человек в погонах). Ибо по левую руку от въезда находится исправительная колония N 2.
Соседство объясняется просто: микрорайон строился для сотрудников исправительно-трудового учреждения.
Оказавшись в понятном затруднении, мы зашли в продуктовый магазин. Eго работники, узнав, кто мы и зачем приехали, вразнобой начали рассказывать о своих проблемах. Порой даже не было возможности разобрать четких фраз: «… трубы в домах постоянно текут… рискуем остаться без крыши над головой… в квартирах и зимой, и летом живут комары из-за постоянной сырости.»
Понятно, что наболело: ремонт в домах, которые стоят здесь лет тридцать, ни разу не делали. И, по словам наших новых знакомых — Светланы (продавец), Татьяны (продавец) и Владимира (грузчик) — не собираются.
«Примерно в 2003 году наши дома были переданы городу, в частности, ЖЭУ-8. Но, если честно, нет никакой разницы между тем, что было, когда мы принадлежали колонии, и тем, что сейчас», — говорит Светлана Чупрунова. «Освещение провели — на том спасибо. А то раньше по поселку вечером было не пройти -темно, грязно и страшно», — не соглашается Татьяна Слудникова.
В поселке существует территориальный орган самоуправления, который возглавляет Алексей Селекин. Он попытался объяснить нам, почему дома не ремонтируются: «Управление исполнения наказаний, будучи ответственными за наши дома, по непонятным причинам не имело паспортов на коммунальные сети. В таком состоянии жилищный фонд и был передан городским структурам».
Сейчас для того, чтобы сделать паспортизацию, говорит Алексей Артурович, необходимо около 900 тысяч рублей.
Но не только отсутствие документации тормозит ремонтные работы. Жители поселка Строителей пока не определились с формой управления домами (это активно обсуждается в поселке).
Дом под номером семь — из тех, что ожидают обновления (в нем, кстати, живет продавец Светлана Чупрунова). В подъездах грязно, стены и даже потолок разрисованы то ли мелом, то ли краской. Мусоропровод забит, из открытого люка торчит застрявший мешок с мусором.
Подумала, что в этой грязи и запущенности повинны и сами жители поселка. Ведь можно не бросать мусор где попало, не забивать мусорные баки, чтобы потом не пугаться крыс. Не рисовать в подъездах и не разбивать окна.
На другой стороне поселка, возле исправительной колонии, нет мусора. Я слышала, что сотрудники колонии по собственной инициативе убирают участок Гилевской рощи, примыкающий к «зоне».
Я живу на такой же окраине. Чего только ни испытала на себе моя Лесобаза! И трубы у нас прорывало так, что весь район дышал и ходил по фекалиям. И без света мы жили, и без воды. И в подвалах домов 19-летней давности, знаю, дела не очень. Но внешний вид Лесобазы несравненно лучше. Возле каждого подъезда стоят урны. Сами жители следят за тем, чтобы было чисто, ругаются, если «чужие» мусорят.
… Размышляя о проблемах поселка Строителей, увидела картину: молодые люди сидели на лавочке, щелкали семечки и пили пиво. Спешившая с остановки девушка (она представилась как Ксения Набоких) считает, что молодежи здесь нечем заняться: «Нет места, где бы работали различные кружки. Дети целыми днями бегают по улице, а те, кто постарше, просиживают лавочки».
Возле самого въезда в поселок стоит хоккейная «коробка». Нам рассказали, что ее зимой заливают и катаются на коньках. Жаль, что летом здесь неприлично грязно. Бутылки, коробки…
Тем временем на автобусной остановке народу все прибавлялось. Eсли говорить о транспорте, то до поселка Строителей можно добраться двумя способами. Или на машине. Или на 27-м — единственном автобусе, который сюда ходит. В этом заключается еще одна проблема поселка. По словам жителей, автобус постоянно ломается, подчас его приходится ждать больше часа. «Было бы хорошо, если бы пустили какую-нибудь маршрутку, хотя бы до рынка «Солнечный». А то 27-й автобус довозит нас только до завода медоборудования», и приходится делать пересадки», — сказала нам одна из новых знакомых.
В этот час, ко всеобщей радости, автобус прибыл вовремя.
***
фото: