X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Город глазами фотографа м художника

О Тюмени писали стихи, сочиняли песни, ее рисовали художники. Свою летопись города вели фотографы. Внес свой вклад и старейшина тюменской светописи, мой дед Трофим Банщиков.

Он был учеником знаменитого А.С. Шустера, частное фотоателье которого располагалось до революции на улице Царской, в районе нынешнего госуниверситета. В семейных альбомах сохранились снимки с видами Тюмени первой четверти прошлого века, представляющие, без всякого сомнения, историческую ценность. Они выполнены настолько качественно, что московское издание М.E. Eфимова и «Торговый дом Братьев Агафуровых» в Тюмени выпустили открытки, сохранившиеся до наших дней у коллекционеров.

В архиве семьи младшего сына Трофима Банщикова — Аркадия имеется замечательная панорама с видом на Заречье, где по обоим берегам Туры в полном величии представлено созвездие тюменских храмов: Благовещенский собор, Крестовоздвиженская (Никольская) церковь, Свято-Троицкий монастырь и Вознесенская (Георгиевская) церковь. Это аэрофотографический снимок Трофима Логиновича (техникой съемок «из поднебесья» он овладел во время учебы в Гатчинской военно-авиационной школе, которую окончил в 1917 году).

А вот еще один вид, живописный, — на коммерческое училище купцов Колокольниковых, что располагалось в Затюменской части города. Это написано до 1925 года, т.к. на картине нет изображения деревянного моста.

Работа художника Василия Фомченко выполнена с фотографии Трофима Банщикова.

Что связывает двух мастеров? Тюменские родственники Василия Фомченко — сын Сергей, невестка Светлана и внук Антон познакомили меня с работами художника, и я обнаружила еще несколько живописных полотен, выполненных по старым фотографиям. А его дочь Валентина, проживающая в Могилеве, выслала мне биографический очерк об отце, из которого я узнала, что встреча двух мастеров состоялась в тюменской фотографии N 6 «Артель-Бытовик», что располагалась наискосок от кинотеатра «Темп», где несколько лет работал фотографом Трофим Логинович.

Вот что написала о Василии Фомченко его дочь Валентина Васильевна.

«Василий Прохорович родился в 1923-м в деревне Яковлевка Омской области, рядом со старинный городом Тарой. Через три года семья переехала в Тюкалинск. Город, как многие другие в Сибири, сероватый и ничем не примечательный. Но и живя многие годы в Тюмени, Василий Прохорович мечтал хоть ненадолго вернуться в Тюкалинск, к знакомым улочкам, любимым окрестностям и запаху детства. О своем родном крае он говорил стихами:

Ведет меня слабеющая память

по той земле,

где не был много лет.

Боюсь примять

травинку или камень,

а с ними вместе —

детства давний след…

Мечтал стать художником с детства. А после 9-го класса поступил в Омское художественное училище. Все, что здесь происходило, было до дрожи в руках интересно. Набравшись первых знаний и опыта, молодые художники мечтали о лете, природе, которая просилась на холст.

Но вместо пейзажей пришла война…

Отец не любил воспоминаний и рассказов о войне. Близкие знали, что он окончил военное училище — ускоренный курс, всего шесть месяцев. Весь выпуск направили на Волховский фронт, но по дороге лейтенант Фомченко заболел тифом, в Куйбышеве попал в госпиталь, и только через месяц его путь продолжился…

1-я гвардейская дивизия генерал-майора Русиянова, жесточайшие бои под Купянском — городком близ Харькова…

За год до Курской битвы, в 1942-м, его тяжело ранило — девять месяцев госпиталя.

Домой, в 1943-м, Василий Прохорович вернулся на костылях. Рассказывать о войне не любил — долг Отчизне отдал, как тысячи других, но всегда говорил, что это отнятые от жизни годы. В трудное и голодное послевоенное время работал художником в кинотеатре, увлекся фотографией — это и стало на долгие годы профессией.

Но война оставила Василия не только инвалидом. Госпитали, плохое питание, послевоенная разруха, и новый диагноз — туберкулез.

… От туберкулеза спас тюменский сосновый лес. Он подарил Василию Прохоровичу и увлечения на всю жизнь — охоту и рыбалку. Грибник он был отменный, лес знал, чувствовал и любил.

В Тюмени познакомился с фотографом, который почувствовал в нем творца. И сорок лет, с 1951 года, отдал фотографии. Наверное, неправильно сказать, что Фомченко стал художником на закате жизни. Он был им всю жизнь, и его фотографии — не просто запечатленные мгновения, это произведения искусства.

Как жаль, что не сохранилось здание фотографии на улице Дзержинского в Тюмени! Это было старинное здание, специально построенное для фотографии, и его атмосфера и интерьер были неповторимы. Скрипучая лестница на второй этаж, драпировки, этажерочки и задники для фото, а, главное, коллектив мастеров, удивительно дополняющих друг друга, со своими неповторимыми отношениями, с общими увлечениями -опять же охотой и рыбалкой. Не забуду, как отец каждого посетителя готовил к съемке — это было колдовство, длительное, иногда по часу: постановка света, наклон головы, антураж и разговор, за которым можно почувствовать человека. «Без этого фото будет пустым», — повторял отец.

О таких, как он, говорили: «самородок». Он был многогранен и во всем доходил до самой сути. Умел быть успешным, не имея на это благосклонности судьбы.

Фотография, живопись, музыкальная одаренность, шахматы, литературное дарование — во всем была видна самодостаточная, реализовавшая себя личность. Но каких результатов мог бы достичь такой талантливый от природы человек при других обстоятельствах — когда бы не нужно было всю жизнь претерпевать болезни, трудности, материальные невзгоды! А может, эти трудности и создали личность?

Архив, оставшийся и сохраняющийся детьми, — это масса фотографий, картины, дипломы выставок, записи посетителей. В его квартиру входили, как в картинную галерею. Хотя Василий Прохорович — фотограф, проработавший четыре десятка лет в тюменской службе быта, и не считал себя профессиональным художником, его картины — улицы, сибирские пейзажи — нашли своего зрителя не только в Тюмени. Десятки семей в Белоруссии, которую он любил и часто посещал, в Германии и Франции хранят вместе с памятью о Василии Фомченко его картины и фотографии.

Несколько его работ выставлены в Москве в музее на Поклонной горе и вошли в каталог фонда Центрального музея Великой Отечественной войны. Да, живопись не стала его профессией -это была его жизнь. Эти строки были как бы сутью отца в последние годы его жизни:

Да не сокрушится дух мой

прежде тела!

Господи! Тебе ведь все равно!

Сделай так,

чтоб птицей отлетела,

А не завалилась, как бревно».

Он умер, грунтуя холст.

Два мастера Трофим Банщиков и Василий Фомченко оставили прекрасное наследство — виды Тюмени в снимках и живописных картинах.

Татьяна Гуляева, сотрудник музея науки и техники Зауралья ТюмГНГУ, член клуба «Тюменская старина»

***
фото: Вверху — семья Трофима Банщикова;Банщиков в фотоателье;Один из его городских пейзажей, созданный по фотографии Банщикова.;Василий Фомченко, автопортрет

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта