Длинная-длинная дорога полковника Петрова
Он помнит, на каком перекрестке установили первый автоматический светофор и когда впервые использовали особую пластиковую разметку.
Виталий Иванович Петров проработал в ГАИ ровно 30 лет, девять из которых возглавлял отдел госавтоинспекции по Тюменской области.
Накануне 70-летия со дня образования ГИБДД мы встретились с ним. Несмотря на преклонный возраст (Виталию Ивановичу — 78), он отчетливо помнит каждого, с кем приходилось встречаться. Полковник Петров — человек уникальный еще и потому, что он работал при трех первых начальниках Тюменской ГАИ и знает, как происходило становление этой службы.
Читаю биографию, взгляд цепляется за строчку: «С 1949 по 1951 гг. работал в органах госбезопасности в Германии». «Вы меня про это не спрашивайте, — предупреждает в начале разговора Виталий Иванович. — Работа своеобразная, секретная. Я в Берлине год работал. Приехал туда еще до того, как установилась демократическая республика. Когда там появилась своя служба госбезопасности, пришлось покинуть Германию. Тогда мне предоставили возможность выбрать любой город, кроме Москвы и Ленинграда. Выбрал Тюмень, где я учился в сельскохозяйственном техникуме. Коллеги надо мной посмеялись: «В Тюмень, в такой грязный город!».
Но до того как обосноваться здесь, Петров четыре года работал в органах госбезопасности в Салехарде. А в 1955-м переехал в Тюмень, в 1959-м занял должность заместителя начальника ГАИ. «Не поверите, тогда в нашей конторе не было ни одного человека с высшим образованием, — вспоминает он. — Я курировал экзаменационные работы, проведение техосмотров (тогда они проводились два раза в год)».
Любопытно, что в ту пору в Тюмени не было ни одного светофора — движение регулировали инспекторы.
«Вместе с заводом АТЭ мы разработали систему автоматически переключающихся светофоров, — рассказывает Виталий Иванович. — Первый установили на перекрестке улиц Республики и Первомайской, второй — на перекрестке Первомайской и Смоленской. Это сразу дало результаты — снизилась аварийность».
По инициативе Петрова в Тюмени появился первый автоматический электроэкзаменатор (предок современных компьютерных программ, при помощи которых сдают экзамены на водительские права). «Такие штуки уже вовсю использовали в Челябинске. Я туда съездил, а когда вернулся, на заводе АТЭ мы изготовили такие же».
Виталий Иванович с ностальгией вспоминает годы работы в ГАИ. Это был период бурного освоения газовых и нефтяных месторождений. Протяженность дорог росла, как, впрочем, и интенсивность движения. Ситуация требовала нестандартного подхода. Тогда, помимо патрульных машин, в ГАИ появился… вертолет МИ-2, который патрулировал междугородные магистрали.
Доволен ли бывший начальник ГАИ сегодняшним состоянием своей службы? Скорее нет, чем да. А иначе откуда в его голосе тревожные нотки, откуда критика коллег? «Госавтоинспекция должна работать на свой авторитет, — считает Петров. — Вот вы не специалист, но работу ГАИ оценить сможете. Вы ведь ходите по улицам, видите, что происходит, сколько аварий, в каком состоянии дороги, везде ли работают светофоры. Исходя из таких мелочей, и оценивается наша работа. Инспектор — это реклама. Eсли он опрятен, если он вежлив, если добросовестно выполняет свою работу, то тогда и мнение о службе в целом будет хорошее».
О недавнем скандале, связанном с бывшим начальников областной ГИБДД Киселевым, Виталий Иванович, конечно, слышал, но прокомментировал очень сдержано, сознательно отказавшись от оценок и критики. «Недобросовестные сотрудники были всегда. В мои времена взяток не брали, если только очень мелкие, которые и взятками-то назвать нельзя. Так, на бутылку. Мы таких сразу увольняли. Но более серьезных инцидентов не было.
Я никогда не ввязывался в грязные истории. Раньше работал в «органах», поэтому точно знал — рано или поздно все раскроется. Для инспектора ГАИ главное, чтобы ему доверяли люди. А для этого нужно быть кристально чистым человеком».
НА СНИМКE: Виталий Иванович Петров.
ФОТО ВИКТОРИИ ЮЩEНКО
***
фото: