X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Краеведение без нафталиновой пыли

Знают ли тюменцы, что успело повидать солнце, уже 420 лет восходящее над их городом? Интересно ли им это? Вот о чем я хотела спросить краеведа и историка Александра Петрушина.

Но, не удовлетворившись ответом Натальи Рогачевой на вопрос о том, зачем человеку знать историю родного края, я начала разговор с другого.

  • Жизнь становится все динамичнее, и многие люди, особенно молодежь, стали следовать принципу «живи настоящим». Мечпштели же по-прежнему с надеждой вглядываются в будущее. «История — это дело прошлое, зачем она нам?» — считают они. Eсть ли у вас какие-нибудь аргументы, чтобы убедить этих людей в об- ратном?
  • Игнорировать прошлое глупо,
  • говорит Александр Антонович.
  • Я бы, конечно, мог сейчас высокопарно рассказывать о том, что «не зная прошлого, невозможно построить будущее». Но, поскольку во мне живут сразу и романтик, и прагматик, скажу, что знать историю не только интересно, но и полезно. Кому? Во-первых, родителям, гуляющим по городу с детьми. Так прогулка из скучных молчания и понукания превратится в интересный рассказ: «вот здесь я родился, здесь жил». Во-

вторых, молодежи. Вместо того чтобы вести разговоры «ни о чем», молодой человек может произвести впечатление на девушку, поведав ей романтическую историю о жизни города, по улицам которого он ее ведет. В-третьих, тем, кто встречает гостей из «далека-далёка» и всем занятым в турбизнесе.

  • Как вы считаете, рядовые жители Тюмени много знают об ее истории?
  • Я бы сказал, недостаточно. Не мало, но и до совершенства еще далеко.
  • Ив чем вы видите причины такой «неподкованности»?
  • Главная причина в том, что в школах нет уроков краеведения. Это серьезнейшее упущение. Боятся, что не хватит часов для основных предметов. Но ведь совсем не обязательно делать краеведение самостоятельным уроком. Не мною придумано определение: «Краеведение — это изучение истории края преимущественно собственными силами». Вот детям и надо дать отправную точку, включая краеведческий материал в уроки истории, литературы, музыки, географии и даже химии. Ведь Eршов, Алябьев, Менделеев — наши земляки, а не чьи-то еще. Вторая причина кроется в недостатке действительно интересной и внешне привлекательной литературы о Тюмени. Я уверен, люди будут покупать и читать эти книги, если в них будет своя изюминка, «краеведческий крючок».
  • Как было сказано ранее: «История края начинается с истории отдельной семьи». Растет ли интерес тюменцев к генеалогическим изысканиям? Обычно люди начинают интересоваться своими корнями только на старости лет…
  • Так было в советское время. Однако все больше молодых людей предпринимают попытки выяснить историю своего рода. Раньше такой вспышки интереса не наблюдалось. Да и не приветствовался этот интерес: мало ли кого можно было обнаружить — родственников-белогвардейцев, купцов, аристократов-эмигрантов…

Людей запугали тоталитарным режимом. Тогда считалось: знаешь историю государства — и достаточно. Краеведение же подверглось суровым репрессиям. В 1937 году ликвидировали все краеведческие общества, чтобы выбить из людей «родовую» память, заменить ее глобальными представлениями о Советском Союзе.

Но семья — практически единственное, что большевики не смогли разрушить. Власть сменили, религию уничтожили, а вот семья оказалась не по зубам. Поэтому очень отрадно, что сейчас опасения людей уходят прочь. Нынешнее поколение хочет и имеет право знать все о своих корнях.

Возрождение истории, как и возрождение страны, начинается с семьи. По-моему, это и есть та самая национальная идея, которую усиленно ищут.

Творчество врача

В последние годы в связи с возрастом у меня обострились хронические болезни. Отдельные из них остались без воздействия даже в период эффективного та- раскульского лечения.

Большие беспокойства мне приносили повышенное артериальное давление и бессонница, а в последний день лечения в санатории возник еще тяжелый приступ почечных колик.

Любая, даже самая легкая, работа по дому была невмоготу.

Вот с такими удручающими вестями в начале мая я обратился за помощью к молодому терапевту Ирине Петровне Лапшиной, недавно принятой на работу в третью поликлинику. Она назначила мне комплексное лечение из обычных недорогих таблеток, отдельные из них принимал и раньше. Но в руках творческого врача они дали значительно больший эффект.

Важно и то, что комплексное лечение Ирины Петровны удачно вписалось в мое самолечение, которым занимаюсь уже более двадцати лет. Благодаря ему избавился от многих хронических болезней, в том числе вылечил горло, десны, зубы и сухость во рту. При этом убедился, что в самолечении заложен огромный резерв. Eго надо упорно и настойчиво искать. И, разумеется, не пренебрегать при этом советами лечащего врача.

День 16 июня 2006 года ознаменовался для меня важным событием. Артериальное давление снизилось: утром до 130, вечером до 118. Тогда я беспробудно проспал до пяти часов утра, целый день легко и радостно трудился по дому и на даче. Более того, на даче, кроме обычной, повседневной работы, в свои 80 лет вскопал пустовавшую много лет целину!

Дмитрий Долгих, участник Великой Отечественной войны

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта