Потерялись дети
Такая культурная жизнь
«Должен где-нибудь каждый счастье встретить однажды».
Этой песни нет в спектакле тюменского драмтеатра «Яблочный вор». Там другие песни: и текст сложнее, и мелодия лиричнее. Но основной мотив именно такой, однозначный, настойчивый: «И сильнее, чем прежде, доверяйте надежде. Сердце не зря дано. Верить оно должно». Сердце не зря дано. Тум-тум. Верить оно должно. Тум-тум. Сердце не зря дано… И так до бесконечности.
Внешне ни один из героев не похож на убежденного оптимиста. Никто не ждет счастливого финала. Даже наивная Шура Дрозд (артистка Татьяна Пестова) не ждет, что ее жених-космонавт вернется на Землю. А финал все-таки счастливый: каждый получит свою мечту.
«Все люди — дети. Одинокие дети, затаившие свои смешные мечты, которым никогда не сбыться», — пишет автор пьесы Ксения Драгунская. Режиссер-постановщик Алексей Ларичев не спорит с ней, но… Почему бы не утешить зрителей, которые тоже дети? Пусть поверят в чудо хотя бы на пять минут, пока актеры кланяются.
Пьеса, честно сказать, инфантильная. Может, потому, что написана давно. Может, автор с тех пор повзрослел. Исполнители ролей вынуждены произносить слова, сочиненные рафинированной московской девочкой, изображать страдания, кажущиеся надуманными. Чего-то не хватает, чтобы не только осознать, но и прочувствовать: все мы девочки и мальчики. Брошенные, потерянные, навсегда одинокие.
Действие закольцовано в подземном переходе: здесь начинается история Ани Фоминой (артистка Марина Слепнева), здесь она заканчивается, или как будто бы заканчивается. Неуютное пристанище людей и предметов, где нет ничего постоянного, надежного, но все новое похоже на старое, отчего возникает иллюзия постоянства. Ассортимент товаров в ларьках тот же, что неделю и год назад; прохожие похожи друг на друга, как близнецы (это не значит, что актеры, играющие прохожих, лишены характерных черт — действующие лица запоминаются четко).
Художник Алексей Паненков выстроил городскую среду на грани узнавания. Город — дождливый призрак, полусонное видение. Быт — сборно-разборная конструкция: перестановка элементов не влияет на результат.
Обычно публика не любит смотреть «про нашу жизнь». Но здесь не тот случай. Совпадение сценического мира с реальным достаточно условно. Атмосфера спектакля не угнетает, наоборот, она очень приятная, легкая. Вероятно, за счет неглубокого погружения в страдания персонажей, красивой музыки, затейливых декораций, отлично сыгранных эпизодов. Актерам не всегда удается нивелировать недостатки текста, но есть надежда, что постепенно они найдут верный тон.
***
фото: Исполнительница главной роли Марина Слепнева ФОТО ВИКТОРИИ ЮЩЕНКО;Сцена из спектакля. ФОТО ВИКТОРИИ ЮЩЕНКО