X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Древние мамонты удивились бы такой родне

Здесь светло даже в непогоду — в палаточном лагере у Андреевского озера, где расположилась детская краеведческая экспедиция «Мамонтенок», промозглый хмурый день отступает перед ребячьим задором и веселым настроением.

Даже гости из областного центра реабилитации инвалидов и общественной организации «Особый ребенок», прибывшие к «мамонтятам» во вторник утром, стряхнули с себя пелену сна, как только вышли из автобуса. Первобытное общество «мамонтят» готовилось к своему главному празднику — Дню племени.

Поэтому каждый род (в День племени им предстояло объединиться) был занят своим делом. Все расположились на небольшой поляне, но пока отдельно — на своем пятачке, со своим хозяйством. Правда, хозяйство это нехитрое: шалаш из веток и травы и костер с котелком.

Наше знакомство с будущим племенем началось с рода Хоцан, что в переводе с первобытного языка означает либо «люди горящего солнца», либо «хранители огненного цветка». Хоцаны украшали свой шалаш и готовили продукты для приготовления пищи. Через два шага — род Стерхов, что в переводе значит «журавли». По придуманной ребятами легенде, в свое время эта птица спасла их народ от вымирания, и теперь она для них священна. У стерхов своя мастерская по обработке металла, умельцы корпят над украшениями. Медные кольца и браслеты потом будут дарованы лучшим дамам своего и соседних родов.

Заглядываем в шалаш, посреди которого по-домашнему потрескивают в костре сухие ветки сосны: Дима-Eдинорог мурлычет на гитаре песню Виктора Цоя, Даша-Белый Лотос плетет из бисера фенечку — здесь так уютно и мило, что хочется остаться…

Два других рода расположились напротив: Тайхан («горячее сердце») и Хатл Ими («дети солнца»). За исключением стерхов, в названии каждого рода — свет, огонь -наверное, поэтому на поляне так светло и тепло. Но несмотря на принадлежность к одному огненному знаку, тайханы и хатл ими имеют различия. Дети солнца поклоняются подсолнуху, горячие сердца чтут львов, боготворят ночные дожди — так уж повелось. Оба рода заняты подготовкой ко Дню племени. Сильные мужи репетируют в сторонке бой на палках -возможно, именно сейчас им пригодится это умение. Другие готовят дрова для костра, третьи неподалеку в лесу, как и полагается первобытным, собирают к столу спелую пахучую землянику.

Конечно, все окружающее в Древнем мире полно тайн и волшебства. На дороге, ведущей в спальный район «мамонтят», можно найти сокровище — оно находится между небом и землей.

Но «мамонтята» так просто говорят о нем, как будто попасть в это пространство столь же просто, как перейти на другую тропинку.

«Мамонтята» загадочно улыбаются и не выдают нам тайны о том, как попасть на волшебный мост. Вот четыре сосны, здесь живут фурии — опасное место. Рядом -береза желаний, вся украшенная разноцветными лоскутиками. Нужно загадать желание и завязать лоскуточек, чтобы сбылось. Для верности — прислониться к стволу дерева. Этот полный надежд обряд радостно совершили и гости: на несколько ярких ленточек береза стала краше.

Мудрая Сова — Ольга Гуртовая, руководитель «Объединения детских и пионерских организаций «Ребячья республика» (экспедиция «Мамонтенок» — детище «Республики») ведет гостей в мастерские: каждый день ребята учатся росписи по стеклу и ткани, древним способам изготовления глиняных изделий, плетению бисером, ковроткачеству.

Другие занимаются археологическими поисками: ежедневно выезжают на Бутур-лышский мыс, где вместе с археологами из Института освоения Севера ведут раскопки. Например, Мария Кучкина из Голышманово занимается раскопками уже три года. Она признается, что очень интересно «своими руками доставать из земли кусочки предметов, которым по три тысячи лет!» Теперь по форме реконструированного горшка Маша может определить время жизни человека. Во вторник командировка оказалась удачной: археологам удалось найти керамические развалы. Скорее всего, говорит Маша, это горшки…

Пока гости осматривают окрестности, выглядывает солнышко. Немедля «мамонтята» берутся за руки и встают в круг, потом вдруг падают на колени и, воздев руки к небу, молят: «О, Великое Солнце, не покидай нас! О, Великое Солнце, не покидай нас!». Когда обряд завершен, все возвращаются к своим делам. В котелках варится пища, аромат разносится по всему лагерю. И кажется, что на свете нет ничего вкуснее приготовленной на костре картошки с тушенкой.

Виктория Ющенко

— Где Большая пятка? А Перышко? — раздается в лагере.

— Старый Eе, нужно резать капусту!

— Какая капуста! Я пойду Дождь сватать!

Похоже, День племени начался. Старейшие рода принимают у себя соседей: нахваливают своих женихов и невест, сами ходят в гости — выбирают новую родню… Поляна, несколько минут назад ведущая тихую и размеренную жизнь, становится шумной и веселой. И нависшие над вековыми соснами тучи проходят мимо.

Виктория Ющенко

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта